5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Многоцелевой вертолёт SA.365 Dauphin 2 (Франция)

Многоцелевой вертолёт SA.365 Dauphin 2 (Франция)

Конструкторы «Aerospatiale» быстро пришли к выводу, что дальнейший прогресс возможен только в случае использования двухдвигательной силовой установки. Прототип двухдвигательного SA-365C Dauphin-2 (F-WVKE) выполнил первый полет 24 января 1975 года (на нем стояли два двигателя Arriel-1A мощностью по 650 л. е.). А двумя днями позже в воздух впервые поднялся SA-366, имевший уже два турбовальных двигателя Lycoming LTS-101 мощностью по 680 л. с. (вертолет предназначался для американского рынка). Первый гражданский вариант получил обозначение SA-365C, его эксплуатация началась в 1978 году. На SA-365C-1 установили двигатели Arriel-1A1 мощностью 667 л. с. и доработали редуктор, а на SA-365C-2 поставили ТВД Arriel-1A2 мощностью по 670 л. с.

8 февраля 1980 года, серийный вертолет Dauphin-2, оснащенный двумя ГТД «Arriel-1A1», развивающими максимальную мощность 675 л.с. каждый, совершил перелет по маршруту Париж-Лондон -Париж. В этом полете были улучшены рекорды скорости, установленные в январе 1980 года на вертолете S-76 фирмы «Сикорский». Вертолетом управлял летчик Бернар Паскет, на борту вертолета было шесть пассажиров. Расстояние до Лондона было покрыто за 1 ч 3 мин 30 с со средней скоростью 321 км/ч. Обратный полет длился 1 ч 12 мин 9 с при средней скорости 283 км/ч. Полет проходил при неблагоприятных метеорологических условиях — скорость встречного ветра доходила до 28 км/ч.

В 1979 году состоялся первый полет модернизированного SA-365N с двигателями Arriel-1C повышенной мощности. Другие доработки включали убираемое трехопорное шасси, вертикальное оперение увеличенной площади, модернизированные редуктор, обтекатели вала несущего винта и двигателей.

Внешне похожий на первых представителей семейства Dauphin, вертолет AS 365N Dauphin 2 имел новое обозначение — первоначальное «SA» (от «Sud-Aviation») изменили на «AS» (от «Aerospatiale»). Его конструкция подверглась серьезным доработкам и имела 90 новых узлов. Увеличилось использование композитов (Nomex, Kevlar и Rohacell), составлявших до 20% конструкции. Удлиненная кабина на 11 пассажиров теперь была отделена от кабины экипажа, изменили и форму законцовок лопастей несущего винта и носовой части фюзеляжа, применили новые воздухозаборники. Была доработана конструкция топливных баков под полом кабины и установлено трехстоечное убирающееся шасси. Силовая установка — два турбовальных двигателя Turbomeca Arriel 1С мощностью по 529 кВт.

Первый полет прототипа (F-WZJD) состоялся 31 марта 1979 года. Французский сертификат, разрешающий полеты в простых метеоусловиях, был получен 9 апреля, а сертификат на полеты с одним пилотом в сложных метеоусловиях по приборам — 7 августа 1981 года.

Для гражданского рынка в 1986 году был создан AS 365N1 с увеличенным на 10% запасом мощности, обеспеченным двигателями Arriel 1С1 (по 526 кВт), с возросшей взлетной массой и измененной формой хвостовой части, лишившейся нижнего киля. Три года спустя появился AS 365N2 с двумя двигателями Arriel 1С2 (по 551 кВт), новым редуктором и еще большей взлетной массой.

Дальнейшая разработка велась концерном «Eurocopter», созданным 16 января 1992 года из «Aerospatiale» и немецкой МВБ. За AS 365N3, поднявшимся в небо в октябре 1996 года, через год последовал AS 365N4, затем — ЕС 155.

Универсальность превратила Dauphin в один из самых продаваемых в 1980-е годы французских вертолетов. В гражданском секторе рынка они широко применялись как корпоративные, полицейские, спасательные, санитарные и т. д.

Лицензионное производство Dauphin наладили в Китае под обозначением Z-9. На базе AS-365N2/ AS-365N3 разработан многоцелевой сухопутный AS-565 Panther, выполнивший первый полет в виде AS-565M в 1984 году, а также модификация корабельного базирования.

Вертолет одновинтовой схемы с рулевым винтом типа «фенестрон», двумя ГТД и трехопорным шасси.

Фюзеляж цельнометаллический, типа полумонокок, отличается хорошими аэродинамическими формами. Силовой набор нижней и носовой частей фюзеляжа, основные шпангоуты в зоне установки главного редуктора и в задней части центральной секции фюзеляжа, панели пола в зоне установки главного редуктора и двигателей, а также двери выполнены из алюминиевого сплава. Носовой обтекатель, обтекатели двигателей и киля слоистой конструкции, выполнены из стеклопластика и сотового заполнителя номекс. В носовом обтекателе размещены антенна РЛС, радио- и электрооборудование. Двухместная кабина экипажа имеет металлический каркас с большим остеклением в верхней части. Кабина снабжена откидывающимися на шарнирах боковыми дверьми. На военных вертолетах предполагается бронирование элементов системы управления полетом и системы управления двигателем, бронированные сиденья летчиков, рассчитанные на нагрузку до 15. В грузовой кабине размерами 2.3 х 2.03 х 1.4м и объемом 5м 3 размещаются до 10 десантников; доступ в кабину обеспечивается через четыре двери ≈ по две с каждой стороны фюзеляжа; передние ≈ с размерами 1.16 х 1.14 м и задние ≈ 1.16 х 0.87м. Имеется система вентиляции. В санитарном варианте в кабине можно разместить четверо носилок. Предусматривается возможность транспортировки груза массой 1600кг на троссе под фюзеляжем. Хвостовая балка конусообразной формы, с обшивкой из панелей слоистой конструкции и сотовым заполнителем. В концевой части балки установлено стреловидное вертикальное оперение с рулевым винтом типа «фенестрон». Стабилизатор прямоугольной формы в плане с концевыми шайбами, отклоненными относительно осевой линии влево. Окраска вертолета обеспечивает уменьшение радиолокационного и теплового излучения.

Шасси трехопорное, с носовой опорой, убирающееся. Носовая опора со сдвоенными самоориентирующимися колесами и главные опоры убираются назад. В убранном положении главные опоры полностью закрыты створками люков слоистой конструкции из кевлара или номекса. Все опоры снабжены масляно-пневматическими амортизаторами. Размер главных колес шасси 380 х 150мм; носового колеса 150 х 100мм. Давление в пневматиках главных колес 0.7МПа, носового колеса — 4МПа. Ход стойки 0.26м вперед и 0.28м назад. Колея шасси 1.9м, база 3.63м. Имеются дисковые тормоза с гидроуправлением. Для вынужденной посадки на воду при волнении 5 баллов предусмотрены надувные поплавки, с помощью которых вертолет может держаться на плаву.

Несущий винт четырехлопастный, с втулкой типа «старфлекс», с шарнирным креплением лопастей. Лопасти крепятся к втулке, выполненной из стекло- и углепластика, с помощью шаровых эластомерных шарниров слоистой конструкции из стали и резины, которые не требуют регулярного технического обслуживания. Лопасти с хордой 0.385м и профилем СА2 разработаны совместно с ONERA, относительная толщина профиля изменяется от 12% у комля до 7% в концевой части. Лопасть содержит два лонжерона из углеволокна Z-образного сечения. Обшивка носка лопасти выполнена из стекловолокна; вдоль носка лопасти проложена накладка из нержавеющей стали, в качестве заполнителя используется номекс. Законцовки лопастей, выполненные из углеволокна, имеют стреловидность по передней кромке 45╟. Каждая лопасть снабжена регулируемым на земле триммером, расположенным у задней кромки лопасти, ближе к концевой секции. Тормоз несущего винта стандартного типа.

Электросистема состоит из двух стартер-генераторов мощностью по 4.5кВт, одной аккумуляторной батареи (24В, 17 или 24 А*ч) и двух преобразователей (250 В-А, 115В, 400 Гц).

Электронное оборудование включает усовершенствованные системы связи, навигационное и поисковое оборудование фирмы «Рокуэлл-Коллинз», в том числе сдвоенные связные УКВ-приемопередатчики диапазонов KB- и УКВ -передатчики с ЧМ. В поисково-спасательном варианте установлена система автоматической передачи на корабль или береговую базу данных о положении вертолета, траектории полета, запасе топлива и метеорологических данных, разрабатывается ИК-система обнаружения целей в передней полусфере для обеспечения спасательных операций в сложных метеорологических условиях, в темное время суток или при большом волнении на море. В боевом варианте используется навигационная система Крузе «Надир» Мк.1 или более сложная система автономной навигации Крузе «Надир» Мк.2, система индикаторов на ЭЛТ с воспроизведением видеосигналов телевизионной камеры в условиях дневного освещения и получением телевизионного отображения. Навигационный вычислитель системы «Надир» Мк.2 производит вычисление навигационных параметров, данных массы и данных для управления расходом топлива. Рассматривается возможность использования РЛС дальнего обнаружения «Шерлок» и поисковой РЛС в носовой части фюзеляжа.

Читать еще:  Проект легкого ударного самолета F/A-259 Striker (Чехия)

Вооружение в зависимости от назначения вертолета может включать две управляемые ракеты типа Матра «Мистраль» с ИК-системой наведения, две подвесные пушечные установки с пушками CIAT М-621 калибром 20мм (боезапас 180 снарядов), восемь ПТУР «Хот» или «Toy», установки с НАР калибром 70мм. Комплекты вооружения подвешивают на съемных балках. Для управления огнем предусматриваются обычный прицел, стабилизированный прицел SFIM «Вивиан» или прицелы третьего поколения с усилением яркости изображения.

Дополнительное оборудование включает автоматы для запуска ложных целей и средства перерезания проводов.

Многоцелевой вертолёт SA.365 Dauphin 2 (Франция)

Многоцелевой вертолёт SA.365 Dauphin 2 предназначен для непосредственной поддержки войск на поле боя, а также для транспортировки десантников, раненых или груза и проведения поиско-воспасательных операций. Компания «Aerospatiale» в 1972 г. начала разработку многоцелевого вертолета «Dauphin» для замены «Алуэтт» III в двух версиях: с одним и двумя двигателями. Первым был вертолет SA.360. В мае 1973 г. он установил три рекорда скорости среди вертолетов своего класса. Второй опытный экземпляр поднялся в воздух 29 января 1973 г., а в декабре 1975 г. получил сертификат соответствия нормам летной годности Франции. Первый прототип вертолета с двумя двигателями SA.365 Dauphin совершил полет 24 января 1975 г.

SA.360 — опытный экземпляр, оснащенный ТВД Турбомека Астазу XVI мощностью 730 кВт/980 л.с. на валу. Первый полет состоялся 2 июня 1972 г. Позднее этот вертолет был оборудован двигателем Астазу XVII А мощностью на валу 783 кВт/1050 л.с.

SA.360 Dauphin — первая серийная версия с ТВД Астазу XVIIIA. Вертолет вмещал пилота и 9 пассажиров. Варианты внутренней или внешней полезной нагрузки насчитывали 1420 или 1300 кг. Максимальная крейсерская скорость на уровне моря 275 км/ч, начальная скороподъемность 540 м/мин, статический потолок с учетом влияния земли 3850 м, дальность 680 км, вес пустого вертолета 1580 кг, максимальный взлетный вес 3000 кг. Его размеры составляли: диаметр несущего винта 11,50 м, длина фюзеляжа 10.98 м, высота 3,50 м.

SA.361H Dauphin — создан на базе SA.360, но имел втулку несущего винта Старфлекс и ТВД Астазу ХХВ мощностью на валу 1043 кВт/1400 л.с. Как штурмовой вертолет он мог перевозить 13 полностью экипированных солдат. В качестве боевого вертолет SA.361H оснащался кассетной пусковой установкой с трубчатыми направляющими для восьми ПТУР класса «Хот», наводимых на цель гиростабилизированным прицелом SFIM АРХ М397, установленным на крыше, системой ночного видения SFIM «Венус», размещенной в носовой части и включающей в себя систему теплового изображения TRT «Гектор».

На базе SA.360 Dauphin в 1985 г. создан вертолет SA.365 Dauphin 2, который выпускался в следующих модификациях (отличались лишь оборудованием):

SA.365FM — вертолет для ВМС;

AS.365К «Пантера» — французский боевой вертолет для непосредственной поддержки войск, вооруженный 20-мм пушкой, контейнерами с НАР калибра 70 мм и УР «Мистраль»;

SA.365N — военно-транспортный вертолет, лицензионное производство которого было налажено в Китае под обозначением Z-9;

SA.365NI — палубный поисковый и спасательный вертолет, с поисковой РЛС, спасательной лебедкой и автопилотом (совершил первый полет 2 июля 1982 г.);

SA.366G — вертолет Национальной гвардии (HH-65A «Дофин»), поставлявшийся также ВС Израиля;

AS.565MA «Пантера» — военно-транспортный вертолет;

AS.565SA «Пантера» — противотанковый вертолет.

Вертолет SA.365A Dauphin 2 выполнен по одновинтовой схеме, с рулевым винтом типа «фенестрон», двумя газотурбинными двигателями и трехопорным убирающимся шасси. Фюзеляж цельнометаллический, типа полумонокок, отличается хорошими аэродинамическими формами. Двухместная кабина экипажа имеет металлический каркас с большим остеклением в верхней части. На вертолете осуществлено бронирование сидений летчиков, элементов системы управления полетом и системы управления двигателем, защита фюзеляжа от удара при вертикальных посадочных скоростях до 7 м/с и максимальной взлетной массе, уменьшение степени риска возникновения пожара после удара.

Кабина пилотов снабжена откидывающимися на шарнирах боковыми дверьми. В грузовой кабине, доступ в которую обеспечивается через четыре двери — по две с каждой стороны фюзеляжа, размещаются до 10 десантников. Имеется система вентиляции. В санитарном варианте в кабине можно разместить четверо носилок. Предусматривается возможность транспортировки груза массой 1600 кг на тросе под фюзеляжем. Для вынужденной посадки на воду при волнении 5 баллов предусмотрены надувные поплавки, с помощью которых вертолет может держаться на плаву.

Несущий винт четырехлопастный. В концевой части хвостовой балки установлено стреловидное вертикальное оперение с рулевым винтом типа «фенестрон». Стабилизатор прямоугольной формы в плане с концевыми шайбами, отклоненными относительно осевой линии влево. Окраска вертолета обеспечивает уменьшение радиолокационного и теплового излучения.

Двигатели размещены в обтекателе в верхней части фюзеляжа за несущим винтом и разделены противопожарной перегородкой. Кроме обычных, обтекатели снабжены дополнительным воздухозаборником, в канале которого происходит смешивание холодного воздуха с горячими выхлопными газами турбины с целью уменьшения теплового излучения. Использована автоматическая цифровая система управления работой двигателей. Топливо находится в пяти топливных баках под полом кабины.

Система управления бустерная, дублированная. Предусмотрено использование автоматической системы управления полетом со всенаправленной системой измерения воздушной скорости, способной выдавать информацию в момент нахождения вертолета на режиме висения.

Электронное оборудование включает различные системы связи, навигационное и поисковое оборудование, в том числе сдвоенные связные УКВ- и КВ-приемопередатчики, радиомаяк. В поисково-спасательном варианте установлена система автоматической передачи на корабль или береговую базу данных о положении вертолета, траектории полета, запасе топлива и метеорологических данных. Разрабатывается ИК-система обнаружения целей в передней полусфере для обеспечения спасательных операций в сложных метеорологических условиях, в темное время суток или при большом волнении на море. В боевом варианте используется навигационная система Крузе «Надир» Мк.1 или более сложная система автономной навигации Крузе «Надир» Мк.2 и система индикаторов на ЭЛТ с воспроизведением видеосигналов телевизионной камеры в условиях дневного освещения и получением телевизионного отображения. Навигационный вычислитель системы «Надир» Мк.2 производит вычисление навигационных параметров, данных массы и данных для управления расходом топлива.

Рассматривается возможность использования РЛС дальнего обнаружения «Шерлок» и поисковой РЛС в носовой части фюзеляжа. Дополнительное оборудование включает автоматы для запуска ложных целей и средства перерезания проводов.

Вооружение, в зависимости от назначения вертолета, может включать две УР «Мистраль», две подвесные установки с пушками GIAT М-621 калибра 20 мм (боезапас 180 снарядов), восемь ПТУР «Хот» или «Тоу». установки с НАР калибра 70 мм. Комплекты вооружения подвешивают на съемных балках. Для управления огнем служит обычный прицел, стабилизированный прицел SFIM «Вивиан» или прицелы третьего поколения с усилением яркости изображения.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Экипаж,чел. 3
Скорость, км/ч:
максимальная 315
крейсерская 275
Потолок, м:
статический 3350
динамический 4580
Дальность, км:
перегоночная 850
действия 465
Масса, кг:
максимальная взлетная 3900
нормальная взлетная 3610
пустого вертолета 1790
Габариты вертолета, м:
диаметр несущего винта 11,68
длина 13,29
высота 3,5
Двигатель: ТВД Lycoming ITS 101-750, л.с. 2 по 680

Читать еще:  Вертолёт AGUSTA-BELL AB.206 «JETRANGER» (Италия) » Военные люди

AS365 Dauphin

Галерея AS365

Eurocopter AS365 Dauphin (после ребрендинга Airbus Helicopters AS365 Dauphin) — средний многоцелевой двухдвигательный вертолет, созданный фирмой Aerospatiale в середине 1970-хх и выпускающийся концерном Airbus Helicopters. Выпускается серийно более 40 лет и планируется к замене новым вертолетом H160.

Вертолет имеет множество модификаций, в том числе: военный Eurocopter Panther, спасательный HH-65 Dolphin, корпоративный EC155, а так же производящийся в Китае Harbin Z-9.

История AS365

В 1972 году французская фирма Aerospatiale создала вертолет SA360 Dauphin. Он вбирал в себя множество прорывных технологий, имел очень удобный фюзеляж и качественное управление. Однако, оснащенный всего одним турбовальным двигателем, он был оказался весьма ограничен в летных характеристиках. Почти сразу в фирме поняли, что двухдвигательный вариант имеет куда больше перспективен на рынке, чем базовая версия и занялись его модификацией.

Уже в 1975 году двухдвигательный Dauphin совершил первый полет. Он сразу побил несколько рекордов и быстро заменил предшественника (SA 360 был выпущен в количестве всего 36 штук).

Первый серийный вариант под индексом SA 365C был сертифицирован в 1978 году. В 1982 его заменил SA 365N, оснащенный более мощными двигателями, композитными элементами, обновленными бортовыми системами и убирающимися шасси. В 1990 году, после создания концерна Eurocopter, модель была переименована в AS365 Dauphin. Вертолет оказался крайне удачным. Он до сих пор выпускается и активно эксплуатируется в десятках стран.

Конструкция AS365

AS365 Dauphin — средний многоцелевой вертолет классической одновинтовой схемы с рулевым винтом — фенестроном, двумя турбовальными двигателями и убирающимся, колесным шасси.

Вертолет рассчитан на дальние полеты в широком диапазоне погодных условий, температур и высот.

Силовая установка — два турбовальных двигателя Turbomeca Arriel, оснащенных комплексом управления FADEC. Несущий винт композитный с эффективной втулкой Starflex. Хвостовой винт — Фенестрон. Комбинация эффективного винта и фенестрона в сочетании с шумопоглощающими элементами делает AS365 самым тихим вертолетом в классе.

Фюзеляж разделен на пассажирскую кабину, багажный отсек и ниши для убирающихся шасси. Для входа в вертолет используются четыре двери классической схемы. Задние двери опционально могут быть заменены сдвижными.

Кабина легко модифицируется в зависимости от требований заказчика: медицинский вертолет, спасательный или пассажирский. В пассажирской версии он может вмещать до 14 человек (включая 2 пилотов). VIP-версия вмещает до 7 пассажиров.

Кабина пилотов «стеклянная». Бортовой комплекс рассчитан на управление двумя пилотами, но, в случае необходимости может контролироваться и одним.

Модификации

Гражданские:

  • SA365C — базовый вариант, изначально называвшийся Dauphin 2 и созданный в 1973 году. Оснащался двигателями Arriel 1 мощностью по 630 л.с. и имел взлетную массу до 3,4 тонн. Производство завершилось в 1981 году.
  • SA365C1 — модификация, оснащенная двигателями Arriel 1A1 (сертифицирован в 1979 году)
  • SA365C2 — оснащался двигателями Arriel 1A2 (сертифицирован в 1980 году)
  • SA365C3 — оснащался двигателями Arriel 1С (сертифицирован в 1982 году)
  • SA365N — значительно улучшенная модификация, созданная в 1979 году. Оснащался двигателями Arriel 1C мощностью 660 л.с., убирающимся колесным шасси, улучшенным хвостовым оперением, обновленной трансмиссией и другими системами. Взлетная масса возросла до 4 тонн. Поставки начались в 1982 году.
  • SA365N1 — модель, в которую было внедрено множество технологий, созданных для модели HH-65 Dolphin. Оснащается двигателями Arriel 1C1 мощностью 705 л.с., 11-лопастным фенестроном. Взлетная масса достигла 4,1 тонны.
  • AS365N2 — оснащается двигателями Arriel 1C2 мощностью 737 л.с., имеет улучшенную трансмиссию и возросшую до 4,25 тонн взлетную массу. Хвост и фенестрон полностью композитные. Салон так же модернизирован. В 1990 году начал производиться в КНР по лицензии, а затем модифицирован в вертолеты Z-9 и Z-19. Так же выпускался концерном Helibras в Бразилии.
  • AS365N3 — модификация, созданная для работы в условиях жары и высокогорья. Оснащается двигателями Arriel 2C мощностью 851 л.с. Имеет улучшенный фенестрон с ассиметричными лопастями, снизивший уровень шума. Взлетная масса возросла до 4,3 тонн. Производство начато в 1998 году. Выпускается в Европе и Бразилии.
  • AS365N4 — выпускается под индексом EC155.
  • AS365X — более известный, как DGV 200 или Dauphin Grand Vitesse. Вертолет был создан, как демонстратор технологий и взлетел в 1991 году. Вертолет имел улучшенные двигатели, винт и фенестрон. При взлетной массе в 4,5 тонны он летал на скорости до 372 км/ч.
  • SA366 G1 Dauphin — версия, созданная по заказу Береговой охраны США и выпускаемая под индексом HH-65.

Военные:

  • AS565 Panther

Eurocopter AS365 Dauphin — Eurocopter AS365 Dauphin

содержание

развитие

SA 365 / AS365 Dauphin 2 является развитием двухмоторного коммерчески неудачным одномоторным Аэроспасьяль SA 360 Дофина ; только через год после вступления SA 360. в эксплуатацию, Аэроспасьяль признал , что платформа оснащена двумя двигателями , а не один лучше подходит для гражданских , так и военных операций, таким образом , программа была начата реконструкция. В январе 1975 года первый двухмоторный Dauphin прототип совершил первый полет; прототип вскоре продемонстрировал скорость полета 170 узлов в горизонтальном полете и установить несколько рекордов скорости, среди них поездка Париж-Лондон в среднем 322 км / ч. Поставки серийных моделей началась позже , что десятилетие.

Первоначальный вариант производства был введен в эксплуатацию в соответствии с первоначальным обозначением SA 365C; Французская сертификация этой модели было получено в июле 1978 г. В 1982 г. С. А. 356C Dauphin наследовал более способным SA 365 N. Среди нескольких основных конструктивных изменений и усовершенствований, СА 365 N признакам более мощных двигателей, более широкое использование композитных материалов , лучше расположение кабины и убирающимся шасси.

Дальнейшие усовершенствования были сделаны с введением SA 365 N1, которая имела существенно переработанный фенестрон устройство против вращающего момента, а также с SA 365 N2, который был оснащен более мощными Turbomeca Arriel 1C2 газотурбинными двигателями. В январе 1990 года общий тип был официально переименован в AS365. AS365 Dauphin является одним из наиболее успешных проектов вертолетов Eurocopter в; и широко используется в качестве корпоративного транспорта, бортовой платформы правоохранительных органов, служб скорой медицинской помощи (EMS) вертолета, электронного сбора новостей платформы и поиск и спасательный вертолет.

База Dauphin получила дальнейшее развитие в нескольких вариантах специально построенных. В течение 1980 — х лет, СА 365 Н была использована в качестве основы для милитаризованной версии дофина, изначально выполнен в виде AS 365 К, который был использован для выполнения полезности, войска-транспорта и морских операций, широко известную как Eurocopter Panther . Вариант Дофин был специально разработан для и управляется , главным образом, береговой охраны США под обозначением HH / МН-65 дельфинов . SA 365 M модель дофина также производится по лицензии в Китае , как Z-9 по Harbin Aircraft Manufacturing Corporation ; Z-9 был впоследствии разработан в вооруженных WZ-9 и Z-19 ударного вертолета .

дизайн

AS365 Dauphin является двухмоторный вертолет способен перемещаться длинные диапазоны, и хорошо подходит для эксплуатации в климатических условиях высокой температуры окружающей среды или в местах значительной высоте. Дофин обычно питаются от пары Turbomeca Arriel газотурбинных двигателей; на более поздних вариантах, они оснащены FADEC единицами, которые обеспечивают дополнительные функциональные возможности, такие как автоматическая пусковую последовательность и режим обучения. Двигатели привод складного Starflex основного ротора винтокрылого летательного аппарата и его фенестрон анти- крутящего момента хвостового ротора через два отдельных передач; эти редукторы также связаны с двумя отдельными гидравлическими системами, а также резервный гидравлической системы для использования в чрезвычайных ситуациях, таких как развертывание шасси. Электрическая мощность обеспечивается парой генераторов стартера и кадмий — никель основной батареи, аварийные батареи также присутствуют.

Читать еще:  Французские ножи Sabatier. Сохранение лучших традиций европейского hand made с 1884 г.

Основной фюзеляж винтокрылого летательного аппарата включает в себя зону кабины, отдельный багажник, и выдвижной шестерню трехколесного велосипеда посадка расположение; в общей сложности четырех обычных дверей , чтобы получить доступ к главному кабины , как правило , установлены, который может быть необязательно заменен на входе одного лестничного раскладушка воздуха вместо этого. Различные части винтокрылого летательного аппарата изготовлены из композитных материалов, таких как лопатки ротора , которые изготовлены из углеродного волокна , другие материалы , которые используются в частях фюзеляжа. Фюзеляж особенности анти- коррозионную защиту и конструктивно усилена для дополнительного подъемного механизма или подвеске груза должны быть установлены различные другие швартовые и зажимные точки также установлены на внешней поверхности rotocraft в. Различные типы и модель радара могут быть установлены в носе дофина.

Сочетание Starflex основного ротора винтокрылого летательного аппарата и фенестрон хвоста обеспечивает низкий уровень шума и низким уровнем вибрации опыт полета для находящихся на борту; Airbus Вертолеты унесла шуме , на AS365 N3 быть 3,1 децибел ниже Международной организации гражданской авиации (ИКАО), что делает его самым тихим вертолетом в своем классе. Dauphin может взлетать под полной нагрузкой от уровня моря в условиях категории А. Основная область кабины предназначена для реконфигурируемых, особенности , которая способствует к экстренной медицинской помощи (EMS) и поисково-спасательному (SAR) операторам. В обычной компоновке пассажирского транспорта, кабина может вместить до 12 пассажиров в дополнение к двум пилотам; до семи пассажиров могут быть размещены в VIP — компоновке. Доступ в кабину осуществляется через большие раздвижные двери по обе стороне от вертолета, ступенек интернатов , как правило , установлена для облегчения посадки пассажиров.

В то время как кабины , как правило , оснащены двойным управлением полетом для двух людей операций, дофин может быть легко полеты на одного пилотом при работе в правилах полетов по приборам ; это было достигнуто в части бортового оборудования , такие как система Dual Digital Automatic Flight Control на 4 оси (старше производство самолеты используют систему управления полетом 3 оси со встроенным автопилотом вместо) , чтобы уменьшить нагрузку на экипаж. Принцип система управления полета соединена в общей сложности 3 двухкамерных первичные серво -единиц для циклического и коллективного управления по тангажу, и одной двухкамерных заднего серво-блока для управления шагом хвостового ротора. Другие крупные авионики включают 10,4-дюймовый многоцелевые сенсорный экран дисплей, погодный радар , систему глобального позиционирования (GPS) приемник, предупреждение движения и систему предупреждения столкновений (TCAS), устройство автоматического речевого оповещения (AVAD), здоровье и использование систему мониторинга (напевает ), быстрые записи доступа для управления данными полета вертолета и системы цифровой аудио связи (DACS).

Эксплуатационная история

В феврале 1980 года первая серия производства Dauphin использовали сломать три отдельные относящиеся к скорости мировых рекордов в отдельных поездках между Баттерси , Лондон , Соединенное Королевство и Исси-ле-Мулино , Париж , Франция . В 1985 году новая модель дофина, в AS365 F, стал первым вертолёты в мире летать с пилотажные приборы отображается в электронных дисплеях, которые заменили традиционные приборы; этот вариант был первый закупаться по ирландским авиационного корпуса для поисково — спасательных операций.

Французский флот управлял дофина, в дополнение к выделенному военно-ориентированный вариант Panther, проводить различные миссии , такие как служба общественного Dauphin , который включает в себя различные обязанности из морских SAR, морского мониторинга и реагирования на бедствия вызовов. ВМС Франции Dauphins обычно развернуты на борту авианосца Шарль де Голль , а также на борту других судов французского флота и союзников; они оснащены дальнемагистральный вниз Гарпуном для того , чтобы облегчить корабельные десанты в штормовой погоде.

В ноябре 2011 года ВМС Франции начала оперативное использование более новую модели дофина, дофин N3 +, в качестве замены для старения Eurocopter AS332 Супер Пум , дислоцированных в Французской Полинезии ; первичные миссии является SAR и MEDIVAC обязанности в этом регионе.

К 1980 году в общей сложности 265 AS360 / 361/365 Dauphins были доставлены, 88% этих поставок были иностранным клиентам в общей сложности 23 различных стран. Среди самых ранних клиентов для типа была Саудовская Аравия , который заказал 24 дофинов, и Ангола , с заказом на 17 Dauphins. Крупнейшие гражданские заказчики типа был индийский оператор Паван Ханс , который к 2003 году был флот из 19 Dauphins (почти две трети от их общего роторного флота) и были в процессе закупки еще 11 дофинов , чтобы старые самолеты , чтобы быть прекращено; они часто используются для поддержки морских мероприятий по добыче нефти.

В феврале 1991 года было объявлено , что пятисотый Dauphin был доставлен Бонде вертолеты , которые в то время действовали в общей сложности 15 типа, с дополнительным Dauphins на заказе. К 1991 году дофин эксплуатировался 138 клиентов в 44 стран. В декабре 2006 года президент Eurocopter Фабрис Брегьер заявил , что между 30 и 40 Dauphins поставлялся каждый год. К 2011 году более 1000 AS365 / 366/565 версии были произведены; Паван Ханс принял поставку 1000 — Dauphin производства в апреле 2011 года, в котором указывают тип , как сообщается , на вооружении более чем 300 операторов по всему миру.

До летних Олимпийских игр 2004 года , пять AS 356N3 Dauphins были закуплены для Греческой береговой охраны в целях гавани наблюдения. В период с 2009 по 2012 года Army Air Corps из Соединенного Королевства приняли поставку пяти Dauphins, они были назначены на номер 658 — й эскадрильи AAC заменить четыре AgustaWestland A109 вертолеты используются для поддержки Special Service Air (SAS) операций.

По состоянию на 2014 г. AS365 N вариант дофина держит мировой рекорд скорости для 3-х км (1,9 миль) конечно, установленный на 372 км / ч (231 миль в час) в 1991 году.

Варианты

Гражданские варианты

Военные варианты

операторы

Dauphin втекает целым рядом частных операторов, компаний, аварийно-спасательных служб, государственных учреждений и чартерных компаний.

операторы правительства

Военные операторы

  • Мьянма Air Force

Нигерия

  • Нигерийский ВВС

Саудовская Аравия

  • Королевские Саудовские ВМС

Объединенное Королевство

  • Army Air Corps
  • Военно-морской флот

Соединенные Штаты

  • Береговая охрана США (см Eurocopter HH-65 Dolphin )

Уругвай

  • Уругвайский ВВС

Бывшие операторы

Самолеты на дисплее

  • SA365N Dauphin, F-WQAP, в вертолетной музее , Вестон-супер-Маре , Великобритания .

Аварии и примечательные инциденты

4 апреля 2015 года в AS365 принадлежит Orion коридор Sdn Bhd, врезался в Semenyih около Kajang, Малайзии. Все шесть человек на борту, в том числе экс-посол Малайзии в США и Rompin МП, Тан Шри Джамалуддина Джардие , и личным секретарем премьер — министра, Датук Azlin псевдониму, были убиты. Вертолет шел со свадьбы дочери малазийского премьер — министра.

Технические характеристики (AS365 N3)

  • Экипаж: 1 или 2 пилота
  • Вместимость: 11 или 12 пассажиров
  • Длина: 13,73 м (45 футов 1 дюйм)
  • Высота: 4,06 м (13 футов 4 дюйма)
  • Вес пустого: 2389 кг (5267 фунтов)
  • Максимальный взлетный вес: 4,300 кг (9480 фунтов)
  • Двигатель: 2 × Turbomeca Arriel 2C турбовальная, Взлетная мощность, 625 кВт (838 л.с.) каждый
  • Диаметр несущего винта: 11,94 м (39 футов 2 дюйма)
  • Основное направление ротора: 111,98 м 2 (1,205.3 кв.м)
  • Максимальная скорость: 306 км / ч (190 миль / ч; 165 кН)
  • Диапазон Ферри: 827 км (514 миль; 447 NMI)
  • Потолок: 5865 м (19,242 футов)
  • Скорость подъема: 8,9 м / с (1,750 футов / мин)

Смотрите также

  • авиационный портал
  • Франция портал
  • Airbus портал

Самолеты сравнимой роли, конфигурации и эпохи

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector