Вертолет Ка-60 «Касатка»
Вертолет Ка-60 «Касатка»
Разработка многоцелевого вертолета Ка-60 «Касатка» началась в 1984 году, когда ОКБ им. Камова выиграло у своих коллег из милевской фирмы конкурс на проект легкого армейского вертолета, предназначенного для применения совместно с более тяжелыми боевыми вертолетами Ка-50 или Ми-28.
На долю всех трех машин выпала нелегкая доля — родиться на сломе эпох, и хотя судьбы каждой из машин сложились по разному, трудности при их создании, конструкторские бюро испытывали одинаковые.
Только в 1990 году, спустя шесть лет (!) фирмой Камова был построен первый макет будущей «Касатки» в натуральную величину. Ещё спустя 7 лет был готов прототип под индексом Ка-60-1. Наконец 29 июля 1998 года, первый опытный экземпляр «нового», а по сути, отметившего уже почти пятнадцатилетие вертолета, был представлен публике, а 10 декабря 1998 года, совершил первый полет.
Описание вертолёта Ка-60
Новая многоцелевая машина Ка-60 — первый вертолёт фирмы «Камов», созданный по схеме с одним несущим и одинадцатилопастным хвостовым винтом, заключённым в кольцо на киле хвостового оперения. Оба редуктора — для главного и хвостового винта изготовлены на воронежском ОКБ «Моторостроение». Машина оснащена силовой установкой из двух двигателей РД-600В, которые изначально предназначались для Ка-60 и обладают мощностью 1500 л.с. на взлётном режиме каждый.
Кабина верталёта Ка-60
Управлять новой машиной можно либо с левого, либо с правого кресла пилота, расположение информационных дисплеев это позволяет. Стеклянная кабина обеспечивает хороший обзор, а современная авионика представляет пилоту всю информацию о пространственном положении машины, навигационной обстановке и работе силовой установки и систем вертолёта.
Конструкторы серьёзно позаботились о живучести машины, так большинство наиболее важных систем и агрегатов вертолёта дублируются и размещены на разных сторонах фюзеляжа. Все узлы и детали управления, а также трансмиссия способна выдержать попадание 12,7 мм снаряда. Каждая часть несущего винта при простреле и образовании пробоин не теряет способности создавать подъёмную силу для дальнейшего продолжения полёта.
Способствует незаметности вертолёта особое специальное покрытие фюзеляжа и применение подобранной частоты вращения винтов для создания подходящей малошумности. Специально разработанное шасси позволяет приземление с большой вертикальной скоростью, а энергопоглощающие кресла пилотов выдерживают такие перегрузки. Шасси Ка-60 сделаны убирающимися в полёте, что повлияло на уменьшение сопротивления воздушного потока и увеличило скорость полёта.
Применение в конструкции машины 60% материалов из композита, вкупе с отличными аэродинамическими качествами и достаточной тяговооруженностью силовой установки, разрешает вертолёту достичь скорости более 300 км/час и потолка, превышающего 5 тысяч метров.
Галерея Ка-60
Ка-60 Касатка – советский/российский военно-транспортный вертолет, разработанный в ОКБ Камова в 1990-хх.
История Ка-60
Впервые о Ка-60, в то время еще, проекте В-60 заговорили в 1984 году во время проведения одновременных испытаний вертолетов Ми-28 и Ка-50 в конкурсе на новый основной боевой вертолет для замены Ми-24. Уже тогда становилась очевидна важность оптико-электронной и радиолокационной работы на поле боя, но Ми-28 и Ка-50, по большому счету, будучи «летающими танками» имели этот функционал в довольно ограниченном объеме.
В ОКБ Камова была развернута работа по созданию нового вертолета. Модель В-60 должен был повысить эффективность применения групп боевых вертолетов, не оснащенных столь сложными и дорогими средствами разведки и наблюдения. Он должен был быть дополнением основным боевым вертолетам.
В 1990 году камовцы изготовили натурный макет. Однако, события 1990-хх с последующим экономическим кризисом обнулили возможности по финансированию сразу нескольких программ. В итоге, руководством ОКБ, фактически, было принято решение отказаться от работы над новым вертолетом и попытаться унифицировать возможности новой модели с уже существующим главным вертолетом Камова – моделью Ка-50. Так появился вертолет Ка-52.
Но про В-60 в ОКБ не забыли и продолжали работу, хоть и в «факультативном» режиме. Лишь к 1997 году был собран прототип Ка-60-1. Новый вертолет уже не предполагался как исключительно военный разведчик и целеуказатель. Машина грузоподъемностью 2т внутри фюзеляжа и 3т — на внешней подвеске призван заполнить нишу, которую ранее занимал Ми-4 — одна из самых массовых и удачных машин первого поколения. Он должен был стать универсальным средним вертолетом для решения широкого спектра задач.
В отличие от других винтокрылых машин фирмы «Камов» Ка-60 выполнен по одновинтовой схеме. Такой выбор обусловлен особенностями предполагаемого применения вертолета: если Ка-27, Ка-26 и другие соосные машины значительную часть полетного времени проводят в режиме висения, то вертолет должен был, в основном «лететь».
В 1998 году прототип впервые взлетел. Еще через 9 лет – в 2007 году взлетел второй прототип. В 2010 году один из прототипов совершил аварийную посадку в Подпосковье и был разрушен. По итогам работы проект так и не смог привлечь значительного интереса со стороны военных. Однако, холдинг Вертолеты России развернул на его базе разработку нового коммерческого вертолета – Ка-62.
Полеты вертолета Ка-60
Конструкция Ка-60
Ка-60 выполнен по одновинтовой схеме с четырех или пятилопастным несущим и 11-лопастным рулевым винтом, с двумя двигателями и трехопорным шасси. Конструкция Ка-60 и Ка-62 общая, с широким применением композиционных материалов, составляющих более 50% его массы.
Фюзеляж цельнометаллический полумонокок функционально подразделяется на переднюю, среднюю силовые части и хвостовую балку. Передняя часть фюзеляжа включает носовой отсек бортовой РЛС, закрытый радиопрозрачным обтекателем, за которым располагается двухместная кабина экипажа.
В размещенной за кабиной экипажа грузовой кабине могут перевозиться как пассажиры, так и крупногабаритные грузы. Доступ в грузовую кабину осуществляется через две сдвижные двери.
Силовая установка состоит из двух газотурбинных двигателей РД-600 взлетной мощностью 1300 л.с. и вспомогательного двигателя.
Шасси вертолета трехопорное, убирающееся в полете. Основные стойки убираются в фюзеляж, задняя — в хвостовую балку. Колеса основных опор — тормозные. Колея шасси 2,5 м.
Бортовой радиоэлектронный комплекс предназначен для пилотирования вертолета днем и ночью в простых и сложных погодных условиях.
Эксплуатация Ка-60
Всего было изготовлено 2 прототипа один из которых разбился. Программа была свернута в пользу вертолета Ка-62.