0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

САУ СУ-100П «Объект 105» (СССР)

САУ СУ-100П «Объект 105» (СССР)

СМ СССР Постановлением от 27 декабря 1951 г. обязал МТиТМ изготовить на Уралмашзаводе 3 доработанных самоходных установки в III квартале 1952 г. для проведения войсковых испытаний. В результате конструкторской работы по дальнейшему совершенствованию САУ были полностью переработаны щит и тумба, пушка Д50/Д10А и размещение боевого расчета. Высота линии огня была снижена с 1910 до 1803 мм, а общая высота машины не превышала 2410 мм. Боевой расчет был увеличен до пяти человек. Войсковые испытания самоходных установок проходили в октябре-ноябре 1952 г. в районе Самарканда. Две машины испытания выдержали, а одна машина испытаний не выдержала вследствие разрушения подшипника бортового редуктора и поломки на 2988 км зуба шестерни постоянного зацепления коробки передач. Осенью 1953 г. две установки, восстановленные после испытаний Уралмашзаводом, были переданы ГБТУ для учебных целей. В начале 1954 г. третий испытывавший образец СУ был переоборудован и весной-летом того же года успешно прошел контрольные заводские ходовые испытания в объеме 3100 км. 10 машин установочной партии в IV квартале 1954 г. были направлены для войсковой эксплуатации в 4-ю гвардейскую Кантемировскую танковую дивизию.

По результатам войсковых испытаний самоходная установка Постановлением СМ СССР от 26 февраля 1955 г. была принята на вооружение Советской Армии под маркой СУ-100П. На заводе транспортного машиностроения им. Я.М. Свердлова (УЗТМ) была выпущена партия СУ-100П в количестве 14 машин. С целью улучшения узлов и агрегатов самоходной установки СУ-100П Постановлением СМ СССР от 4 февраля 1956 г. УЗТМ была задана разработка полузакрытой СУ-100П с повышенным сроком службы до 7000-10 000 км пробега. Опытный образец машины, получивший обозначение СУ-100ПМ «Объект 105М», был изготовлен в 1958 г. и до 1 августа 1960 г. проходил испытания на НИИБТ полигоне. В 1958 г. Решением СМ СССР работы по самоходной установке СУ-100П были прекращены.

На базе самоходной артиллерийской установки СУ-100П и ее агрегатов были разработаны бронированные машины зенитного ракетного комплекса 2К11 «Круг», гусеничный минный заградитель, а также опытные образцы открытых самоходных установок СУ-152П и СУ-152Г, полностью бронированной самоходной установки СУ-152 «Объект 120» и зенитной самоходной установки «Енисей» («Объект 119»), бронетранспортера «Объект 112» и самоходной прожекторной установки «Объект 117».

Самоходная артиллерийская установка СУ-100П:


Боевая масса — 21,6 т;
экипаж — 5 чел.;
вооружение: пушка — 100 мм нарезная;
броневая защита — противопульная;
мощность двигателя — 294 кВт (400 л.с.);
максимальная скорость — 65 км/ч .

Автор статьи: Солянкин А.Г.
Первоисточник: «Отечественные бронированные машины. XX век Том 3»

САУ СУ-100П «Объект 105» (СССР)

Самоходная установка СУ-100ПМ «Объект 105М» предназначалась для вооружения артиллерийских полков танковых дивизий взамен легких самоходных установок СУ-76М. Постановлением СМ СССР от 4 февраля 1956 г. УЗТМ была задана разработка полузакрытой СУ-100П с повышенным сроком службы до 7000-10 000 км пробега. Опытный образец машины, получивший обозначение СУ-100ПМ «Объект 105М», был изготовлен в 1958 г. и до 1 августа 1960 г. проходил испытания на НИИБТ полигоне. В 1958 г. Решением СМ СССР работы по самоходной установке СУ-100П были прекращены.

Самоходная установка полузакрытого типа СУ-100ПМ «Объект 105М» была разработана по компоновочной схеме с кормовым расположением боевого отделения. В передней части корпуса располагалось трансмиссионное отделение. За ним справа размещалось отделение силовой установки, а слева — отделение управления. В отделении управления располагалось рабочее место механика-водителя. В крыше над отделением управления имелся входной люк, закрывавшийся броневой крышкой. Для наблюдения за местностью перед люком механика-водителя были установлены два призменных смотровых прибора ТПВ. При вождении машины в ночных условиях вместо левого смотрового прибора мог устанавливаться прибор ночного видения ТВН-1.

Между отделениями управления и силовой установки была установлена перегородка с закрепленным на ней (с зазором) экраном. В пространстве между перегородкой и экраном за счет эжекции проходил воздух, который снижал распространение тепла от двигателя к механику-водителю. По сравнению с опытным образцом численность экипажа установки была увеличена с четырех до пяти человек. В специальном отсеке за механиком-водителем располагались аккумуляторные батареи и баллоны системы воздушного пуска двигателя. Для сообщения механика-водителя с остальными членами экипажа над специальным отсеком имелся люк-лаз с двухстворчатыми дверками. В отделении силовой установки был установлен двигатель, справа от которого находился блок системы охлаждения с вентилятором и масляный бак системы смазки двигателя. В трансмиссионном отделении машины располагались главный фрикцион и механизм передач и поворота. Слева и справа у бортов корпуса устанавливались поршневые гидроамортизаторы передних узлов подвески.

В боевом отделении, располагавшемся в кормовой части корпуса, на специальной тумбе была установлена пушка и оборудованы рабочие места четырех членов экипажа. Тумба пушки монтировалась на поворотной платформе. Для наблюдения за полем боя на рабочем месте командира машины (справа от пушки) в крыше броневого щита пушки был установлен смотровой прибор ТПК-1. Для обеспечения наведения пушки в горизонтальной плоскости боковые броневые листы корпуса (в районе боевого отделения) при стрельбе устанавливались горизонтально. Для облегчения установки членами экипажа боковых листов в походное (вертикальное) положение были предусмотрены торсионы. Для зашиты от атмосферных осадков открытая часть боевого отделения закрывалась брезентовым тентом.

Основным оружием самоходной установки СУ-100ПМ («Объект 105М») была 100-мм нарезная пушка Д-50 с длиной канала ствола 59,3 калибра. Она была разработана в Свердловске в ОКБ-9 иод руководством Ф.Ф. Петрова на базе 100-мм танковой пушки Д-10. Устройство ствола, баллистика и боеприпасы для обеих пушек были одинаковыми. Пушка имела дульный тормоз и клиновой полуавтоматический затвор. Высота линии огня составляла 1803 мм. Масса пушки была равна 2650 кг. При стрельбе с закрытых огневых позиций использовался панорамный прицел С-71-5, а при стрельбе прямой наводкой — телескопический прицел ОП-2-5. Наводка пушки в вертикальной и горизонтальной плоскостях обеспечивалась ручными механизмами наводки секторного типа. В горизонтальном секторе ±9° углы наводки пушки по вертикали находились в пределе от -4 до +37°; в секторе ±20° — от -4 до +29° и в секторе ±77° — от -4 до +10°. При установленных вертикально бортовых броневых листах боевого отделения угол горизонтальной наводки пушки не превышал 18°. Для производства выстрела были предусмотрены механический и электрический спусковые механизмы пушки. Боевая скорострельность достигала 4-6 выстр./мин. Максимальная дальность стрельбы прямой наводкой составляла 6900 м, при стрельбе с закрытых огневых позиций — 14 800 м. В походном положении ствол пушки крепился с помощью специального кронштейна, устанавливавшегося на крыше над трансмиссионным отделением.

В комплект СУ-100ПМ («Объект 105М») также входили 7,62-мм автомат АК-47, сигнальный пистолет и 21 ручная граната Ф-1. Боекомплект к пушке состоял из 50 унитарных выстрелов с бронебойными и осколочно-фугасными снарядами. Заряжание пушки производилось вручную. Начальная скорость бронебойного снаряда массой 15,8 кг составляла 891 м/с, осколочно-фугасного снаряда массой 15,6 кг — 900 м/с. Боекомплект к автомату состоял из 270 патронов, находящихся в девяти магазинах, к сигнальному пистолету — из 35 сигнальных ракет. Броневая зашита — противопульная. Корпус машины был сварен из броневых катаных листов средней твердости толщиной 4, 6, 8, 15 и 25 мм. Броневой щит пушки, коробчатой формы сваривался из броневых катаных листов толщиной 6 и 15 мм. Угол наклона 20-мм лобового листа щита пушки составлял 30° от вертикали. На первом опытном образце броневые листы щита пушки были соединены заклепками. Для тушения пожара был предусмотрен ручной углекислотный огнетушитель ОУ-2.

Читать еще:  125-мм противотанковая пушка 2А45М "Спрут-Б" (СССР)

Основу силовой установки машины составлял V-образный, четырехтактный, двенадцатицилиндровый дизель В-105 мощностью 294 кВт (400 л.с.). Пуск двигателя производился электростартером СТ-16М мощностью И кВт (15 л.с.) или сжатым воздухом из двух пятилитровых воздушных баллонов. Для обеспечения пуска двигателя при низких температурах использовался форсуночный подогреватель. Подогрев топлива, поступавшего к форсункам двигателя, при эксплуатации в зимних условиях осуществлялся горячей низкозамерзающей жидкостью системы охлаждения, омывавшей змеевик, по которому проходило топливо. Емкость трех топливных баков составляла 400 л. Запас хода СУ-100ПМ («Объект 105М») по шоссе достигал 325 км. В системе воздухоочистки двигателя использовался воздушный фильтр типа «Мультициклон» с эжекционным удалением пыли из пылесборника. В циркуляционной системе смазки двигателя использовался фильтр «Кимаф-СТЗ». В жидкостной системе охлаждения двигателя применялись трубчато-пластинчатый однозаходный радиатор, и осевой двухступенчатый вентилятор с механическим приводом от коленчатого вала двигателя.

Механическая трансмиссия состояла из многодискового главного фрикциона с дисками трения сталь по стали, двухпоточного механизма передач и поворота и двух одноступенчатых бортовых редукторов. Двухвальная коробка передач обеспечивала шесть передач вперед и две передачи при движении назад. На повышенных передачах были установлены конусные инерционные синхронизаторы. Двухпоточный МПП обеспечивал получение расчетного радиуса поворота на каждой передаче, а также позволял произвести при нейтрали в коробке передач неустойчивый поворот на месте вокруг центра масс машины с противоположным врашением гусениц. В МПП использовались ленточные тормоза с накладками из чугуна. Кроме того, МПП имел собственную комбинированную (под давлением и разбрызгиванием) систему смазки. Привод управления МПП — механический непосредственного действия с сервопружиной. Охлаждение агрегатов трансмиссии, выпускных коллекторов двигателя и перегородки силового отделения осуществлялось специальной эжекционной системой охлаждения за счет использования энергии отработавших газов.

В системе подрессоривания была применена индивидуальная торсионная подвеска и гидравлические поршневые амортизаторы, размещенные внутри корпуса на крайних узлах подвески. Для ограничения хода балансиров 1, 2, 3 и 5 узлов подвески устанавливались упоры с буферными пружинами, причем на первых узлах подвески устанавливалось по две буферных пружины. В состав гусеничного движителя входили двенадцать опорных и шесть поддерживающих катков с наружной амортизацией, два ведущих колеса переднего расположения со съемными венцами, два направляющих колеса с механизмами натяжения гусениц, а также гусеницы с РМШ последовательного типа. Масса гусениц составляла 2200 кг. В каждой гусенице шириной 412 мм имелось 97 траков. Шестигранные пальцы, соединявшие траки, фиксировались стопорными кольцами. Источниками электроэнергии являлись четыре аккумуляторные батареи 6СТЭН-140М и генератор Г-731 мощностью 1,5 кВт. Для внешней связи использовалась радиостанция 10РТ-26, для внутренней — танковое переговорное устройство ТПУ-47-3, а также световая сигнализация между командиром и механиком-водителем.

Отличительной особенностью опытного образца самоходной установки «Объект 105М» (СУ-100ПМ) являлось широкое применение при изготовлении деталей, узлов и агрегатов трансмиссии и ходовой части легких сплавов на основе алюминия и титана. В боевом отделении устанавливалась модернизированная 100-мм пушка Д-50М с максимальной дальностью стрельбы — 18 000 м. Для механика-водителя вместо ночного прибора ТВН-1 в комплекте машины был предусмотрен ночной прибор ТВН-2. Для наблюдения в ночных условиях вместо смотрового прибора ТПК-1 на рабочем месте командира устанавливался прибор ночного видения ТКН-1 с осветителем ОУ-3. Для ведения стрельбы ночью на рабочем месте наводчика вместо телескопического прицела ОП-2-5 устанавливался ночной прицел АПН-3 («Яблоня»). В боевом отделении был установлен второй аппарат ТПУ Для внешней связи использовалась более современная радиостанция Р-113, для внутренней — танковое переговорное устройство Р-120. Боевая масса опытной СУ «Объект 105М» и запас хода по сравнению с принятой на вооружение СУ-100П остались без изменений.

Самоходная артиллерийская установка СУ-100ПМ («Объект 105М»)
Боевая масса — 21,6 т;
экипаж — 5 чел.;
вооружение: пушка — 100 мм нарезная Д-50;
броневая защита — противопульная;
мощность двигателя — 294 кВт (400 л.с.);
максимальная скорость — 65 км/ч .

автор статьи: Солянкин А.Г.
первоисточник: «Отечественные бронированные машины. XX век Том 3»

«Объект 105» и другие

«Объект 105» и другие

После окончания Великой Отечественной войны в различных советских конструкторских бюро продолжились работы по созданию самоходных артиллерийских установок. Проектирование средних САУ открытого типа было возложено на «Уралмашзавод».

В соответствии с постановлением Совета министров СССР от 9 апреля 1947 года, конструкторский отдел № 3 ОКБ-3 «Уралмашзавода» получил задание на опытно-конструкторские работы по самоходной установке, предназначенной для вооружения артиллерийских полков танковых дивизий взамен легких СУ-76М. Работы велись под руководством главного конструктора Л.И. Горлицкого.

Уточненные тактико-технические требования были оформлены постановлением Совета министров СССР от 22 июня 1948 года. Однако работа шла медленно. Дело в том, что в 1945–1946 годы часть сотрудников конструкторского бюро «Уралмашзавода», эвакуированных в 1941 году из Ленинграда и Сталинграда, вернулась на родину. Из-за нехватки опытных кадров и распыленности их сил по большому объему работ и возникло отставание от графика проектирования и изготовления опытных образцов. Ситуация осложнялась также и тем, что в КБ родилась идея создания новой оригинальной базы для САУ на дальнюю перспективу. На стадии опытно-конструкторских работ новая машина получила обозначение «объект 105».

Самоходная артиллерийская установка СУ-100П. Ствол пушки застопорен в положении по-походному.

С осени 1948 года проводились заводские испытания опытного образца, а в октябре 1949 года «объект 105» был предъявлен на государственные испытания. САУ их не выдержала из-за дефектов в ходовой части и трансмиссии. Затем последовал продолжительный процесс доводок, доработок, завершившийся в 1954 году войсковыми испытаниями десяти машин установочной партии в 4-й гвардейской Кантемировской танковой дивизии Московского военного округа. По результатам этих испытаний постановлением Совета министров СССР от 26 февраля 1955 года установку приняли на вооружение Советской Армии под обозначением СУ-100П.

На «Уралмашзаводе» изготовили опытную партию СУ-100П в количестве 14 машин и, начиная с июня 1953 года, под руководством нового главного конструктора Г.С. Ефимова осуществлялась доводка установки.

Самоходная артиллерийская установка СУ-100П. Пушка повернута вправо на максимальный угол. Хорошо видны откинутые борта боевого отделения и боеукладка пушечных выстрелов.

Опытный образец САУ «объект 105» во время испытаний. 1949 год.

Опытный образец самоходной артиллерийской установки СУ-100ПМ. Над стволом пушки — инфракрасный осветитель ночного прицела АПНЗ-5.

Вид сзади опытного образца самоходной артиллерийской установки СУ-100ПМ. В непогоду боевое отделение САУ могло закрываться тентом.

СУ-100П относилась к САУ полузакрытого типа с кормовым расположением боевого отделения. Размещенная в передней части корпуса механическая трансмиссия состояла из многодискового главного фрикциона, двухпоточного механизма передач и поворота (МПП) и двух одноступенчатых бортовых редукторов. Коробка переключения передач (КПП) — двухвальная, обеспечивала шесть «скоростей» вперед и две — назад. На повышенных передачах были установлены конусные инерционные синхронизаторы. Применение двухпоточного МПП позволяло получить расчетный радиус поворота на каждой передаче. Кроме того, в нейтральном положении КПП допускала неустойчивый поворот на месте за счет противоположного вращения гусениц.

Читать еще:  Легкий миномет ANTOS (Чехия)

В МПП использовались ленточные тормоза с накладками из чугуна и своя собственная система смазки.

Сердце машины — 12-цилиндровый V-образный четырехтактный дизель В-105 мощностью 400 л.с. (294 кВт) — был установлен продольно, со смещением к правому борту. Запуск двигателя осуществлялся электростартером или сжатым воздухом, зимой — с помощью форсуночного подогревателя. Емкость трех топливных баков составляла 400 литров. В моторном отделении справа от двигателя находились блок системы охлаждения с вентилятором и масляный бак системы смазки.

Единственный сохранившийся экземпляр САУ СУ-100П можно увидеть в Центральном музее бронетанкового вооружения и техники в подмосковной Кубинке.

Опытный образец самоходной артиллерийской установки СУ-152Г. 1949 год.

Опытный образец самоходной артиллерийской установки СУ-152Г. Вид сбоку.

Слева от двигателя расположено отделение управления с рабочим местом механика-водителя. В крыше отделения управления имелся посадочный люк, перед которым смонтированы два призменных прибора наблюдения ТПВ. Вместо левого прибора мог устанавливаться прибор ночного видения ТВН-1. В специальном отсеке за механиком-водителем находились аккумуляторные батареи и баллоны системы воздушного пуска двигателя. Над специальным отсеком имелся люк-лаз, с помощью которого механик-водитель мог попасть в боевое отделение.

В боевом отделении на специальной тумбе была установлена 100-мм нарезная пушка Д-50 с длиной ствола 59,3 калибра, разработанная в ОКБ № 9 в Свердловске под руководством Ф.Ф. Петрова на основе 100-мм танкового орудия Д-10. Устройство ствола, баллистика и боеприпасы при этом остались без изменений. Пушка имела дульный тормоз и горизонтальный клиновой полуавтоматический затвор.

Наведение орудия в вертикальной и горизонтальной плоскостях осуществлялось с помощью ручных механических приводов. В горизонтальном секторе с углом 18 градусов углы наведения по вертикали составляли от -4 до +37 градусов; в секторе с углом 40 градусов — от -4 до +29 градусов и в секторе с углом 154 градуса — от -4 до +10 градусов. При установленных вертикально бортовых броневых листах боевого отделения угол горизонтального наведения не превышал 18 градусов. Выстрел мог осуществляться как с помощью электрического, так и механического спусковых механизмов.

Вид крупным планом на рубку САУ СУ-152Г.

Вид сверху на боевое отделение и казенную часть 152-мм гаубицы Д-50.

Боевая скорострельность — от 4-х до 6 выстр./мин. Максимальная дальность стрельбы с закрытых позиций — 14 800 метров, прямой наводкой — 6900 метров. При стрельбе с закрытых позиций использовался панорамный прицел С-71-5, а прямой наводкой — телескопический прицел ОП-2-5. Для наведения пушки в горизонтальной плоскости верхние бортовые листы корпуса в районе боевого отделения устанавливались горизонтально. Пушка оборудовалась щитом коробчатой формы, в крыше которого справа был установлен прибор наблюдения командира ТПК-1. Щит сваривали из бронелистов толщиной от 6 до 15 мм.

Боекомплект пушки включал 50 унитарных выстрелов с бронебойными и осколочно-фугасными снарядами и размещался в кормовой части боевого отделения в специальных броневых шкафах, обеспечивавших удобный и быстрый доступ к боеприпасам.

СУ-152Г в экспозиции Центрального музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.

Опытный образец самоходной артиллерийской установки СУ-152П во время испытаний.

Опытный образец самоходной артиллерийской установки СУ-152П. Вид сбоку сзади.

Броневая защита машины — противопульная. Максимальная толщина броневых листов корпуса не превышала 25 мм.

Ходовая часть применительно к одному борту состояла из шести опорных и трех поддерживающих катков, ведущего и направляющего колес. Подвеска — индивидуальная, торсионная. В узлах подвески первого и шестого опорных катков установлены гидравлические поршневые амортизаторы. Для ограничения хода балансиров с первого по третий и пятого узлов подвески устанавливались упоры с буферными пружинами, причем на первом узле подвески пружин было две. Использовались гусеницы с резинометаллическим шарниром (РМШ) последовательного типа. Зацепление — цевочное.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть позволяли машине массой 21,6 тонны развивать скорость по шоссе 65 км/ч. Запас хода — 325 км. Экипаж состоял из пяти человек.

Самоходная установка-истребитель танков «объект 120».

152-мм пушка-гаубица Д-20.

Для внешней связи использовалась радиостанция 10 РТ-26, для внутренней — ТПУ-47-3, а также световая сигнализация между командиром и механиком-водителем.

В 1956 году приступили к разработке модернизированной самоходной установки СУ-100ПМ. Опытный образец этой САУ изготовили в 1958 году. Его отличительной особенностью стало широкое применение в трансмиссии узлов и агрегатов, выполненных из легких сплавов на основе алюминия и титана. Для ведения стрельбы ночью машина получила ночной прицел АПН-3 «Яблоня», ИК-осветитель которого устанавливался над стволом орудия. В том же году решением Совета министров СССР работы по самоходной установке СУ-100П прекратили.

Одновременно с СУ-100П в Свердловске в КБ «Уралмашзавода» разрабатывалась самоходная установка «объект 108» (СУ-152Г). Опытный образец машины изготовили весной 1949 года, и в том же году она прошла испытания. СУ-152Г имела такую же компоновку, что и СУ-100П. Корпус, силовая установка и ходовая часть также были аналогичны базовому образцу. От СУ-100П она отличалась установкой 152-мм гаубицы Д-50/Д-1 конструкции ОКБ-9. Гаубица имела клиновой вертикальный полуавтоматический затвор с плавающим выбрасывателем и двухкамерный дульный тормоз. Для облегчения заряжания использовался механизм досылания. Стрельба велась выстрелами раздельно-гильзового заряжания с осколочно-фугасными, кумулятивными и осветительными снарядами. Боекомплект состоял из 42 выстрелов. Работы по СУ-152Г прекратились в 1949 году в пользу СУ-100П.

В ходе работ по СУ-100П разработали еще одну самоходную установку- «объект 116» (СУ-152П). Она отличалась от СУ-100П основным вооружением, удлиненными корпусом и ходовой частью. Компоновка машины осталась прежней.

В боевом отделении на тумбе устанавливалась 152-мм пушка М-53 конструкции ОКБ пермского завода № 172. Пушка была оснащена щелевым дульным тормозом и пружинным уравновешивающим механизмом. Секторный механизм горизонтального наведения имел электропривод. Подъемный механизм — ручной. Боекомплект состоял из 30 выстрелов раздельногильзового заряжания. Боевая скорострельность за счет применения пружинного досылателя составляла четыре-пять выстрелов в минуту. Экипаж САУ — пять человек.

Силовая установка, трансмиссия и узлы ходовой части были такими же, как у СУ-100П, но гусеничный движитель состоял из семи опорных и четырех поддерживающих катков. Боевая масса машины — 28,7 тонны.

Опытный образец машины изготовили в начале 1949 года. Во время испытаний выявилось большое количество недостатков как в конструкции шасси, так и в артиллерийской системе. В целях экономии средств дальнейшие работы по совершенствованию шасси проводились в рамках опытно-конструкторских работ по СУ-100П.

Пусковая установка 2П24 ЗРК «Круг». Шасси установки «объект 123» и качающаяся часть пушки-гаубицы Д-20 послужили основой для создания самоходно-артиллерийской установки 2СЗ «Акация».

В 1957 году на основании постановления Совета министров СССР в рамках НИР по теме «Таран» в КБ «Уралмашзавода» под руководством ГС. Ефимова началась разработка экспериментального образца истребителя танков, вооруженного мощной пушкой с дальностью прямого выстрела по танку до 3000 метров. Самоходная установка «объект 120» была создана на базе СУ-152П и отличалась от нее наличием вращающейся башни со 152-мм гладкоствольной пушкой М69. Опытный образец истребителя танков изготовили в 1960 году. В том же году на стадии заводских испытаний работу по теме прекратили в связи с началом создания более эффективных противотанковых средств.

Помимо самоходных орудий на базе шасси «объекта 105» в разное время разработали большое число опытных и серийных боевых машин. В их числе были бронированные машины зенитно-ракетного комплекса 2К11 «Круг», гусеничный минный заградитель ГМЗ, зенитная самоходная установка ЗСУ-37-2 «Енисей», бронетранспортер «объект 112», самоходная прожекторная установка «объект 117» и другие. Наконец, в конце 1960-х годов, это шасси легло в основу самоходной гаубицы 2СЗ «Акация».

Читать еще:  САУ 2С34 «Хоста» (Россия)

СУ-100П

Содержание

Описание

СУ-100П (Объект 105) — советская самоходная артиллерийская установка созданная в 1949 году в Свердловске (Екатеринбург) на предприятии «Уралмашзавод». В массовую серию данная САУ не пошла, но оказала огромное влияние на последующие машины и внесла многие новые технические решения, впоследствии нашедшие широкое применение в следующих отечественных проектах бронетехники. Впоследствии на базе СУ-100П были сделаны такие широко известные машины как: САУ 2С5 «Гиацинт-С», гусеничный минный заградитель ГМЗ-2, шасси самоходной гаубицы 2С3 «Акация», шасси самоходного миномёта 2С4 «Тюльпан» и другие.

В игре САУ расположена на IV ранге советской ветки исследования, наряду с первыми послевоенными машинами.

Основные характеристики

Бронезащита и живучесть

САУ СУ-100П имеет довольно слабое бронирование и открытую сзади броневую рубку. Моторно-трансмиссионное отделение расположено в передней части машины, там же находится и место механика-водителя. Остальные члены экипажа сосредоточены в кормовой части машины за массивным орудийным щитом и бортами.

Бронирование реально слабое и защищает только от пулеметов винтовочного калибра, все остальные огневые средства с легкостью поражают агрегаты и членов экипажа. Следует обязательно избегать попадания под артиллерийские удары и штурмовки самолетов.

Подвижность

Подвижность и маневренность одно из самых выдающихся достоинств данной машины. Она очень быстро набирает скорость и хорошо держит ее даже на пересеченной местности, что позволяет быстро и оперативно сменить свое местоположение в бою. Задняя скорость составляет около 20 км/ч, что очень удобно при экстренной смене позиции и дает возможность отступить из под артиллерийского удара или заехать в укрытие для ремонта.

Вооружение

Основное орудие

САУ СУ-100П вооружена орудием Д-50 (100-мм) представляющую собой модифицированную пушку Д-10Т (100-мм), которая была создана специально для данной САУ. Номенклатура снарядов аналогична снарядам использующимся пушкой Д-50.

  • БР-412 — Бронебойный остроголовый каморный снаряд
  • БР-412Б — Бронебойный тупоголовый каморный снаряд
  • БР-412Д — Бронебойный снаряд с бронебойным наконечником и баллистическим колпачком
  • ОФ-412 — Осколочно-фугасный снаряд (ОФС)
  • ЗДЗ — Дымовой снаряд

Орудие Д-50 имеет среднюю скорость перезарядки ( 7,5 / 9,8 сек ) , что на данном боевом рейтинге и калибре орудия довольно комфортно. Основным используемым снарядом (как наиболее эффективный и универсальный) должен стать топовый каморный БР-412Д. Снаряд имеет отличное пробитие и отличный заброневой урон.

Применение в бою

Благодаря своей подвижности и достаточно низкому силуэту СУ-100П идеально подходит для быстрого занятия ключевых точек и действий из засад. Хорошая скорость заднего хода позволит вовремя отступить для смены позиции или ремонта. Из-за медленной скорости поворота орудия СУ-100П противопоказано участие в ближнем бою, вы просто не успеете довернуть орудие в след атакующей вас машине. Ни в коем случае не следует на данной САУ атаковать в первых рядах, так как в таком случае все закончится довольно быстро — СУ100П практически не держит удар и поражается даже пулеметами винтовочного калибра в открытую рубку. Не стоит также забывать что из-за довольно тяжелого орудия САУ сильно раскачивается после каждого выстрела, что затрудняет производство следующего выстрела.

Поддержка атакующих танков первой линии из укрытия, засады в неожиданных местах и складках местности, точный огонь из укрытий вот стратегия победы на данной машине.

Достоинства и недостатки

  • Отличная подвижность
  • Хорошее орудие
  • Относительно быстрая перезарядка
  • Низкий силуэт
  • Слабое бронирование
  • Довольно сильная раскачка машины после выстрела
  • Открытая рубка
  • Медленная скорость поворота орудия

Историческая справка

Самоходная установка СУ-100П («Объект 105») предназначалась для вооружения артиллерийских полков танковых дивизий взамен легких самоходных установок СУ-76М. Она была разработана на Уралмашзаводе коллективом конструкторского отдела №3 ОКБ-3 под руководством главного конструктора Льва Израилевича Горлицкого (с июня 1953 г. — Георгия Сергеевича Ефимова).

ОКР на её разработку была задана Постановлением Совета министров СССР от 9 апреля 1947 г. Уточнённые тактико-технические требования были оформлены Постановлением СМ СССР от 22 июня 1948 г. Вследствие недостаточного опыта творческих кадров и распылённости их сил на большой объём работ, Уралмашзавод в период с 1947-1948 гг. имел отставание от графика в проектировании и изготовлении образцов для заводских испытаний. На стадии опытно-конструкторских работ машина имела обозначение «Объект 105». Осенью 1948 г. начались ходовые испытания опытного образца, которые завершились весной 1949 г. Со 2 по 17 июня 1949 г. были проведены заводские испытания опытной СУ «Объект 105». Конструкция ходовой части, особенно в отношении повышения надёжности её составных частей, была улучшена и во исполнение Постановления СМ СССР от 15 октября 1949 г. в IV квартале 1949 г. опытный образец был предъявлен на государственные испытания. В период государственных испытаний с января по март 1950 г. самоходная установка прошла 3012 км. Установка испытаний не выдержала из-за дефектов ходовой части и трансмиссии (изгиб балансиров, поломка одной оси балансира, сползание бандажей опорных катков и разрушение игольчатых подшипников в коробке передач). После устранения выявленных недостатков опытный образец прошел осенью-зимой 1950 г. заводские испытания в объёме 3000 км. В марте-мае 1951 г. в районе г. Ломоносова Ленинградской области были проведены государственные контрольные испытания, которые подтвердили целесообразность проведённых мероприятий по доработке опытного образца.

СМ СССР Постановлением от 27 декабря 1951 г. обязал Министерство транспортного и тяжёлого машиностроения изготовить на Уралмашзаводе 3 доработанных самоходных установки в III квартале 1952 г. для проведения войсковых испытаний. В результате конструкторской работы по дальнейшему совершенствованию САУ были полностью переработаны щит и тумба, пушка Д50/Д10А и размещение боевого расчёта. Высота линии огня была снижена с 1910 до 1803 мм, а общая высота машины не превышала 2410 мм. Боевой расчёт был увеличен до пяти человек. Войсковые испытания самоходных установок проходили в октябре-ноябре 1952 г. в районе Самарканда. Две машины испытания выдержали, а третья не выдержала вследствие разрушения подшипника бортового редуктора и поломки на 2988 км зуба шестерни постоянного зацепления коробки передач. Осенью 1953 г. две установки, востановленные после испытаний Уралмашзаводом, были переданы ГБТУ для учебных целей. В начале 1954 г. третий испытывавшийся образец СУ (№ 209Я011) был переоборудован и весной-летом того же года успешно прошёл контрольные заводские ходовые испытания в объёме 3100 км. 10 машин установочной партии партии в IV квартале 1954 г. были направлены для войсковой эксплуатации в 4-ю гвардейскую Кантемировскую танковую дивизию. По результатам войсковых испытаний самоходная установка Постановлением СМ СССР от 26 февраля 1955 г. была принята на вооружение Советской Армии под маркой СУ-100П. На заводе транспортного машиностроения им. Я.М. Свердлова (УЗТМ) была выпущена партия СУ-100П в количестве 14 машин.

С целью улучшения узлов и агрегатов самоходной установки СУ-100П Постановлением СМ СССР от 4 февраля 1956 г. УЗТМ была задана разработка полузакрытой СУ-100П с повышенным сроком службы до 7 000 — 10 000 км пробега. Опытный образец машины, получивший обозначение «Объект 105М», был изготовлен в 1958 г. и до 1 августа 1960 г. проходил испытания на НИИБТ полигоне.

В 1958 г. Решением СМ СССР работы по самоходной установке СУ-100П были прекращены. [1]

Медиа

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector