9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Опытная САУ «Объект 416» (СССР)

Если не танк, то САУ — Объект 416

Объект 416 – одна из попыток отечественных конструкторов создать танк, имеющий минимальный силуэт. В ходе проектирования выяснилось, что используемые механизмы пока не позволяют построить танк с минимальным силуэтом. Поэтому в ходе реализации проекта требования к машине были уменьшены, и разработку переквалифицировали в противотанковую САУ. Основное предназначение разрабатываемой САУ – противодействие высокобронированной технике и укрепленным сооружениям противника.

Создание Объекта 416
52 год. Проектированием противотанковой САУ занимается конструкторский отдел завода №75 в Харькове. Руководит проектом Ф.Мостовой. Опытный образец противотанковой САУ с орудием М63, построен и готов к полигонным испытаниям. М63 создано конструкторским бюро завода №72 в Перми на базе танкового орудия Д-10. Орудие имело длину ствола 5.5 метра, и было оборудовано затвором клинового типа. Кроме этого, для повышения характеристик устойчивости при производстве стрельбы по прямой наводке, орудие оборудовали улучшенным дульным тормозом.

Устройство и конструкция Объект 416
Противотанковую САУ «Объект 416» можно отнести по типу к закрытым самоходным орудиям, имеющим башню кругового вращения. Компоновка объекта выполнена как САУ, с носовым МТО и задним расположением боевого отделения. Особенность данной противотанковой САУ – вся команда машины, четыре человека, находились в башне. Это позволило конструкторам спроектировать машину с достаточно малой высотой, примерно 1.8 метра, но это создало неудобства заряжающему члену экипажа, который сидя или вообще стоя на коленках, производил заряжание орудия. Водитель-механик при поворотах башни, оставался постоянно прямо по курсу движения машины. Это достигалось специальными устройствами. Для такого вождения требовался немалый водительский опыт . Орудие М63 калибра 100 мм было спарено с танковым пулеметом Горюнова СГМТ калибра 7.62 мм. Орудие обеспечили механизмом для более легкого заряжания и системой продувки ствола воздухом после производства выстрела. Вертикальные углы наведения орудия от 36 до -5 градусов. Без разворота башни, собственные горизонтальные углы наведения орудия по 10 градусов в обе стороны. Проеденные испытания показали характеристики скорострельности до 10 выст/мин. Боезапас М63 равнялся 35 боеприпасам. Орудие обеспечивало снаряду начальную скорость, при производстве выстрела — 0.9 км/с. Двигатель, противотанковая САУ, получила дизельного исполнения с 12 цилиндрами и четырьмя тактами. Мощность ДГ — 400 л.с. Цилиндры располагались в двигателе в горизонтальном положении. Дизельный ДГ был обеспечен системой охлаждения эжекционного типа. Располагался двигатель в передней части шасси противотанковой САУ и устанавливался поперек продольной оси машины. Трансмиссия – механического типа, состояла из:
— главного фрикциона;
— 5 скоростной коробки передач;
— 2-х ступенчатых ПМП;
— однорядных бортовых редукторов.
Еще одна особенность «Объекта 416» — приводы гидравлического типа, с помощью которых, из вращающейся башни осуществлялось управление хода машины. Передачи переключались преселекторно – включение нужной передачи с помощью кулисы, осуществлялось нажатием педали. Привод был обеспечен двумя гидрообъемными устройствами, которые обеспечивали проворачивание полика башни и отдельно место водителя-механика. Ходовая часть имела торсионную подвеску, опорные катки покрытые резиной, гусеницы с ОМШ.

Испытания и судьба САУ
52 год. Готовый образец противотанковой САУ успешно проходит испытания на полигоне. Однако государственная приемная комиссия проходит к выводу, исходя из проведенных испытаний — «Объект 416» показал максимальную дальность стрельбы меньше чем у СУ-100П, при том, что огневая мощь у них оказалась равной, что принятие на вооружение и запуск в массовое производство «Объекта 416» нецелесообразно.

Всего был изготовлен один единственный образец «Объекта 416», который и проходил испытания, на вооружение противотанковая САУ так и не была принята. В данный момент «Объект 416» находится в музее бронетехники на Кубинке.

Самоходная артиллерийская установка орудие СУ-100М (Объект 416)

Полные характеристики

Литература

100-мм самоходная артиллерийская установка СУ-100 (объект 416)

В 1962 году на заводе № 75 г. Харькова был построен опытный образец самоходной артиллерийской установки СУ-100 (объект 416), которая представляла собой классическую противотанковую самоходку. На новую машину была установлена 100-мм пушка М-63. разработанная ОКБ завода № 72 (г. Пермь) на базе танковой пушки Д-10. В отличие от нее ствол М-63 снабжен эжектором, уменьшена сила отката. Пушка помещена в обтекаемую, близкую к полусфере, башню круговою вращения, расположенную в кормовой части САУ. В ней размещался весь экипаж в составе четырех человек. По огневой мощи СУ-100 не превосходила серийные танки Т-54 и необходимость в ней была более чем сомнительна. На вооружение СУ-100 (объект 416) не была принята.

Тактико-технические характеристики 100-мм САУ СУ-100 (объект 416):
Боевая масса, т 24
Экипаж, чел. 4
Габаритные размеры, мм:
длина корпуса 6200
ширина 3240
высота 1825
Бронирование, мм:
лоб корпуса 60
башня 110
днище 8
Вооружение: 100-мм пушка М-63
Боекомплект – 35 выстрелов
Двигатель – мощность 294 кВт
Максимальная скорость, км/ч 50

Вторая и последняя серийно выпускавшаяся самоходная установка на шасси Geschutzwagen III/IV

Читать еще:  Малые ракетные корабли проектов 1234, 12341, 1234Э и 12347 – 48 ед.

Horch 108 производился с 1937 по 1942 гг. С 1940 по 1941 Horch 108 производился в Германии, также, под маркой Ford EG Typ 40 с двигателями Ford. Всего произведено: 10036 шт. (Horch — 8135, Ford — 1901)

В 1940 году самоходки поступили на вооружение боевых подразделений вермахта, принимавших участие в французской кампании

Средний полугусеничный бронетранспортер, предназначавшийся для транспортировки мотопехотного отделения

Основной бронетранспортер армий стран Британского Содружества Наций и самый массовый бронетранспортер периода Второй мировой войны

Опытная САУ СУ-100М (СССР. 1951-1952 год).

Самоходная артиллерийская установка «Объект 416» разрабатывалась для перевооружения танко-самоходных полков ТД, МД и СД вместо, состоявших на вооружении, но уже мо­рально устаревших САУ СУ-76М и СУ-100. ОКР по созданию артиллерийской самоходной установки закрытого типа «Объект 416» была задана заводу № 75 в Харькове Постановлением СМ СССР от 15 октября 1949 г . В марте 1950 г . завод представил на рассмотрение НТК ГБТУ разработанный КБ под руководством ВРИО главного конструктора П.П. Васильева эскизный проект и макет САУ в натуральную величину. Было отмечено, что боевая масса машины 24 т является слишком большой, а 100-мм пушку Д-10Т необходимо заменить на более мощную : 100-мм М-63 конструкции завода № 172. Кроме того рекомендовалось пересмотреть размещение экипажа и боекомплекта. Через месяц, в мае 1950 года, подкорректированный эскизный проект с размещением экипажа в башне вновь был рассмотрен в НТК ГБТУ. 27 мая 1950 года в решении по рассмотрению эскизного проекта было отмечено, что спроектированная САУ, в основном, отвечает заданным ТТТ и завод может приступить к разработке технического проекта.

10 ноября 1950 года разработанный коллективом КБ завода № 75 технический проект был утвержден для разработки рабочих чертежей и изготовления опытного образца. Проектом предусматривалось создание малогабаритной по высоте машины, вооруженной 100-мм пушкой усиленной броневой защитой за счет размещения механика-водителя во вращающейся башне. Это была первая попытка перенести рабочее место механика- водителя из носовой части корпуса во вращающуюся башню.

26 марта 1951 г . заместитель министра транспортного маши­ностроения С.Н. Махонин утвердил представленный зам. главного конструктора завода № 75 Ф.А. Мостовым график выполнения работ по САУ «Объект 416». К 1 мая 1951 г . коллективом КБ завода № 75 планировалось доработать проект по замеча­ниям НТК ГБТУ.

При рабочем проектировании были переработаны отдельные узлы самоходной установки. В мае 1951 г . доработка рабочего проекта была завершена. В нем дополнительно к замечаниям НТК ГБТУ был реализован ряд инициативных улучшений таких как: пневмоэлектрическая система управления была заменена более надежной и простой гидравлической системой; использовано до 1/3 от общего количества серийно выпускающихся деталей; более рационально использована масса (увеличена толщина броневых деталей за счет уменьшения массы небронированных деталей); применена эжекционная система охлаждения. К 14 августа 1951 г . завод завершил выпуск чертежей деталей изделия. Были изготовлены узлы ходовой части для проведения экспериментальных работ по съемным резиновым бандажам опорных катков.

Сборка машины согласно плану должна была происходить в период с 1 ноября по 1 декабря 1951 г . В декабре планировалось провести обкатку и заводские испытания опытного образца.

Однако из-за срыва поставки башни заводом № 200 и двигателя Челябинским Кировским заводом сборка экспериментального образца на заводе № 75 была начата только 29 марта 1952 г . В третьей декаде апреля машина была собрана. В конце мая 1952 г . экспериментальный образец был предъявлен представителю заказчика, а с 19 июня начались его заводские испытания по специальной программе на Чугуевском полигоне. Во время испытаний, завершившихся 12 ноября 1952 г ., были выполнены мероприятия, направленные на улучшение конструкции трансмиссии. В 1953 г . была проведена доработка системы охлаждения двигателя, конструкции траков, амортизаторов и маслонасоса гидросистемы трансмиссии. Летом 1953 г . был изготовлен опытный образец самоходной установки. После ходовых испытаний на заводе опытный образец был отправлен на Ленинградский артиллерийский полигон, где производились испытания по программе ГАУ с 11 августа до 14 декабря 1953 г . По окончании испытаний был произведен контрольный 100 км пробег самоходной установки по сильнопересеченной местности. Общий пробег к концу испытаний составил 2994 км . Испытания показали сложность одновременного управления из вращающейся башни движением и огнем. Дальнейшие работы по созданию этой самоходной установки были признаны нецелесообразными.

Компоновка самоходной установки «Объект 416» была выполнена по схеме с передним расположением МТО и кормовым размещением боевого отделения. Все четверо членов экипажа располагались в боевом отделении. Слева от пушки располагались рабочие места наводчика и командира машины, справа от пушки — механика-водителя и заряжающего. Такая схема общей компоновки позволила получить малую высоту машины по крыше башни ( 1823 мм ), но усложнила работу заряжающего, которому приходилось действовать или сидя, или стоя на коленях на полу боевого отделения. Оригинально была спроектирована конструкция рабочего места механика-водителя. Независимо от положения продольной оси башни относительно корпуса САУ рабочее место механика-водителя с помощью специальных устройств было постоянно ориентировано в направлении продольной оси корпуса самоходной установки. Однако размещение механика-водителя не в центре башни требовало от него определенных навыков при вождении.

Читать еще:  Гаубица M114A1 (M1A2) (США) » Военные люди

Основным оружием САУ была 100-мм нарезная пушка М-63 с щелевым дульным тормозом, располагалось во вращающейся башне. Эта пушка была разработана в ОКБ завода № 172 на базе 100-мм танковой пушки Д10Т. Длина ствола составляла 58 калибров. В конструкции пушки М-63 была применена система продувки канала ствола воздухом после выстрела. Боевая скорострельность пушки составляла 5-6 выстр./мин. Это достигалось за счет применения механизированной подачи выстрела на линию заряжания и механизированной досылки выстрела в канал ствола. С пушкой был спарен 7,62-мм пулемет СГМ. При стрельбе прямой наводкой использовался телескопический прицел ТШ2-22, с закрытых огневых позиций – панорама С-71. Углы вертикальной наводки составляли от -3° до +15°, горизонтальной – 360° при стрельбе с места и 150° — при стрельбе схода. Максимальная дальность стрельбы достигала 16 000 м . Боекомплект к основному оружию состоял из 35 унитарных выстрелов с бронебойными и осколочно-фугасными снарядами, к вспомогательному – 1000 патронов.

Броневая защита – противоснарядная. Корпус был сварен из катаных броневых листов толщиной 20, 45, 60 и 75 мм . Максимальная толщина лобовой части литой башни составляла 110 мм . Для маскировки применялись две большие дымовые (аэрозольные) шашки, которые располагались в кормовой части машины и дистанционно поджигались с помощью электрозапалов. При необходимости шашка могла быть сброшена с машины с помощью специального механизма.

В силовой установке был применен двенадцатицилиндровый четырехтактный оппозитный дизель ДГ мощностью 294 кВт ( 400 л .с.). Он был установлен в моторно-трансмиссионном отделении поперек корпуса машины. В жидкостной системе охлаждения для создания потока охлаждающего воздуха был применен эжектор. Емкость основных топливных баков составляла 420 л , что обеспечивало машине на одной заправке запас хода до 260 км в зависимости от дорожно-грунтовых условий.

Рабочее место механика-водителя

В состав механической трансмиссии входили многодисковый главный фрикцион сухого трения, двухвальная пятисту­пенчатая коробка передач с синхронизаторами на высших передачах, понижающий редуктор, два двухступенчатых ПМП и два однорядных простых бортовых редуктора. От коробки передач осуществлялся отбор мощности на воздушный компрессор АК-150М и масляный насос. Управление движением машины из вращающейся башни осуществлялось гидравлическими приводами. Переключение передач преселекторное, то есть сначала с помощью кулисы устанавливалась требуемая передача, а в нужный момент нажатием педали происходило ее включение. В гидравлических приводах имелись два гидрообъемных механизма, обеспечивавших автономное вращение полика боевого отделения и рабочего места механика-водителя. В ходовой части самоходной установки применялись индивидуальная моноторсионная подвеска, двенадцать однодисковых опорных катков с наружной амортизацией, два направляющих колеса с механизмами натяжения гусениц и гусеницы с ОМШ. Ведущие колеса цевочного зацепления с гусеницами располагались в носовой части машины.

«Объект 416». Я не танк, и я не пушка — я неведома зверушка.

Еще в 1948 г., когда завод № 183 осваивал улучшенный Т-54, именуемый в министерстве «танк Морозова», его автор выступил с инициативой дать армии новый танк улучшенной защищенности и усиленного вооружения (100-мм длинноствольная пушка) при меньшей массе (не свыше 30 т). Он вернулся к компоновке предвоенного танка А-44, выполнив эскизный проект танка с кормовым расположением боевого отделения. Но все финансовые средства НИОКР на год уже были съедены программой УКН и другими «работами» и потому возникла идея отработать конструкцию нового танка на примере противотанковой САУ. Л. Горлицкий рассказывал об этом так:
«Мы тогда разрабатывали СУ-100П, а Морозов носился с моделью танка «задом наперед». Такой, понимаешь, «Фердинанд» с башней сзади, из которой торчала длиннющая пушка. Недостатком нашей СУ-100П называли отсутствие у нее герметичной башни. А это не давало возможности нормально применять ее в условиях ядерного оружия…
Кто бы сказал мне заранее, что Морозов будет нашим конкурентом – посмеялся бы. А оно так и вышло. Ходил он по кабинетам со своим новым танком, ходил, а денег на танк ему не дали. Кто-то посоветовал ему переделать танк в противотанковую САУ с более мощным, чем у нас, вооружением длинноствольной 100-мм пушкой с малым сопротивлением откату. На САУ средства у Максарева не были израсходованы. Вот так и появилась эта чудная самоходка?»

Свирин подчеркивает, что предыстория начала работ по созданию взята из рассказа Л. Горлицкого, так как проверить ее иными путями не представлялось возможным.
Как бы то ни было, но приказом Министра транспортного машиностроения Е. Максарева от 10 апреля 1949 г. завод № 75 должен был выполнить проект и изготовить опытный образец «танка улучшенной защиты – Объект 416» массой не свыше 26 т. Но 5 августа 1949 г. название танк касаемо «объекта 416» уже не произносилось, а по новому плану опытных работ по бронетанковой технике на 1949-1950 гг., утвержденному постановлением Совета Министров СССР № 4752-1832сс от 15 октября 1949 г., завод № 75 Минтрансмаша СССР обязывался:
«Разработать технический проект артиллерийской самоходной установки СУ-100 («Объект 416») и изготовить действующий макет башни в 1 кв. 1950 г.
Разработать рабочие чертежи и изготовить один опытный образец СУ-100 для проведения заводских испытаний в 1У кв. 1950 г. Опытный образец оснастить 100-мм орудием Д-10Т».

Во исполнение указанного постановления завод № 75 разработал технический проект артсамохода «Объект 416» массой не свыше 24 т., изготовил макет машины в натуральную величину и в марте 1950 г. представил проект и макет на рассмотрение НТК ГБТУ.
Однако НТК ГБТУ счел вес предложенной машины «Объект 416» чрезмерным и в марте 1950 г. предложил скорректировать проект с учетом снижения массы, установки 100-мм орудия М-63 разработки завода № 172 (работа над которым завершалась), а также изменить размещение экипажа и боекомплекта. В мае 1950 г. НТК ГБТУ рассмотрело новое компоновочное решение с экипажем в башне, позволяющее значительно уменьшить высоту боевой машины и вес машины в целом и 27 мая было принято решение, что предложенный проект в основном отвечает ТТТ.

Читать еще:  203-мм пушка Howitzer M115 (M2) (США) » Военные люди

В процессе доработки проекта он подвергся корректировкам. В частности, привод управления заменен с электропневматического на гидравлический, проведена унификация деталей «объекта 416» с деталями серийно выпускаемого танка Т-54 и потому лишь 10 ноября доработанный проект был утвержден к постройке. В мае-июле 1951 г. были выпущены рабочие чертежи опытного образца.
Лишь в 1 квартале 1952 г. наиболее сложный узел «Объекта 416» – башня был наконец изготовлен на заводах № 200 и № 100, однако он имел значительный (195 кг против расчетного) перевес. 28 февраля 1952 г. Турбомоторный завод подал дизель-мотор «ДГ» с горизонтальным расположением цилиндров, а также были готовы все узлы, механизмы и детали на заводе № 75. 20 марта началась сборка машины. Несмотря на то, что все инстанции жаждали получить указанный «Объект 416» к 1 апреля, этот срок оказался затянут. Лишь спустя два месяца сборка машины была закончена и 29 мая машина была передана представителю Заказчика.
Машина имела сварной корпус и литую поворотную башню, размещенную в кормовой части корпуса. Бронирование машины составляло 110 мм в лобовой части башни и около 70 – в передней части корпуса. Толщина брони бортов и кормы – по 45 мм. В башне размещались: орудие и все члены экипажа, включая механика-водителя. Рабочее место механика-водителя и его смотровые приборы имели механизмы, обеспечивающие стабилизацию и возможность управления машиной при повороте башни. В передней части корпуса размещались: моторное отделение и трансмиссия, включающие 12-цилиндровый дизель с горизонтальным расположением цилиндров и эжекционную систему охлаждения. Пушка М-63 с клиновым затвором разработана в СКБ завода №172 на базе танковой пушки Д-10Т, длина ствола 58 калибров (5570 мм). Боекомплект орудия состоял из осколочно-фугасных и бронебойных унитарных выстрелов, достигал 48 выстрелов. Рядом с пушкой находился пулемёт СГМТ калибром 7,62 мм. Высота машины составляла всего 1825 мм.

Опытный образец СУ-100 («Объект 416») и танка Т-54 перед испытаниями. 1951 г.

На «Объекте 416» в качестве двигателя был использован 12-цилиндровый 4-тактный дизель, обладающий мощностью 400 л.с., что позволяло танку развивать скорость до 45..50 км/ч. Трансмиссия состояла из главного фрикциона, 5-ст механической коробки и однорядных бортовых редукторов. Ходовая часть имела торсионную подвеску и обрезиненные катки, использующие траки с ОМШ (открытый металлический шарнир). Оригинальным техническим решением были гидравлические приводы, обеспечивавшие управление движением машины из вращающейся башни. Переключение передач было преселекторным, то есть включение заранее выбранной с помощью кулисы передачи осуществлялось в нужный момент нажатием педали. В приводе имелось два устройства гидрообъемного типа, обеспечивающих вращение полика башни и сиденья механика-водителя. В ходовой части применялись торсионная подвеска, обрезиненные опорные катки и гусеницы с ОМШ.

Опытный образец танка «Объект 416» вид сверху. 1950 г. Машина вооружена орудием Д-10Т

В итоге «Объект 416» «перебрал» по массе лишь 45 кг, а по остальным ТТТ расхождений обнаружено не было. Однако первые же пробные пробеги машины обнаружили большое число недостатков в гидравлических системах приводов управления, которые устранялись с трудом. Пробеговые испытания на 3000 км выполнить не удалось в связи с большим объемом работ по устранению монтажных дефектов. Всего по 1 сентября машина преодолела 502 км, было выполнено 15 выстрелов из пушки и 500 выстрелов из спаренного пулемета СГМТ. По окончании пробега был составлен список основных конструктивных дефектов из 21 пункта. К 1 ноября машина прошла 1380 км со средней скоростью 20-22,5 км/ч, а 12 ноября у нее разрушилась крышка головки блока. За время ремонта на опытном образце была устранена часть отмеченных недостатков, но главный – категорическое неудобство рабочего места механика-водителя, устранить не представлялось возможным. Кроме того, гидравлический привод управления ухудшал надежность машины.

«Объект 416» (СУ-100) на испытаниях вид сзади.

В 1953 г. работы над «объектом 416» были прекращены. Л. Горлицкий позднее говорил:
«Когда мы модернизировали СУ-100П, вдруг выяснилось, что дальность стрельбы и скорострельность у нашей новой машины выше не только по сравнению с прежней, но и с конкурентами… К тому же цена четыреста шестнадцатого была сказочной… Приняли нашу. А Морозов сам отказался делать танк такой схемы… Его новый Т-64 был обыкновенным…».

Единственный созданный экземпляр «Объект 416» теперь находиться в музее бронетанковых войск в Кубинке.

Источник: М. Н. Свирин » Стальной кулак Сталина. История советского танка 1943-1955″

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector