11 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

203-мм пушка Howitzer M115 (M2) (США) » Военные люди

M110: американская самоходная гаубица калибра 203 мм

M110 — одна из самых мощных американских самоходных гаубиц, созданных в XX веке. Эта самоходная артиллерийская установка класса самоходных гаубиц была создана в 1956-1961 годах в рамках работ по созданию семейства облегченных авиатранспортабельных САУ наряду со 175-мм самоходной пушкой М107. От последней она отличалась только иной качающейся частью орудия. Самоходные гаубицы M110 серийно выпускалась в США с 1962 года, в 1977-81 годах все САУ М107, состоящие на вооружении американской армии, были переоборудованы в версию M110. В общей сложности в армии США находилось более 1000 гаубиц данного типа.

Самоходные 203-мм гаубицы M110 активно применялись во время сражений Вьетнамской войны, впоследствии эти артиллерийские системы неоднократно модернизировались. Помимо 1023 гаубиц, находившихся на вооружении американской армии, часть САУ была поставлена союзникам США.

Гаубица выпускалась в трех основных модификациях:

М110 — базовая модель, с гаубицей М115, длина ствола 25,3 калибра.

М110A1 — модификация 1976 года с гаубицей М201, длина ствола 39,5 калибра.

М110A2 — модификация 1978 года, отличалась наличием на орудии дульного тормоза.

В Америке самоходные гаубицы M110 были сняты с вооружения в 1990-х годах. Связано это было со снижением эффективности использования артиллерийских систем крупного калибра в современных реалиях. В то же время поставленные на экспорт САУ по-прежнему состоят на вооружении многих стран, в том числе Греции, Турции, Японии и других.

В начале 1960-х годов американские военные сделали выводы из боевого опыта, который был накоплен во время Второй мировой войны и войны в Корее. Практическая реализация накопленного опыта вылилась в постепенную замену в вооруженных силах традиционной буксируемой артиллерии на самоходную. В бронетанковых и механизированных дивизиях все пушки и гаубицы становились только самоходными. Тогда как в составе пехотных и воздушно-десантных дивизий должны были находиться и самоходные, и буксируемые гаубицы калибром 105 и 155 мм. Одновременно с этим в США приступили к работам по проектированию самоходных артиллерийских установок нового поколения.

Если первые образцы послевоенных САУ обычно создавались на базе ходовых частей серийных гусеничных бронетранспортеров или танков, то теперь для подобной боевой техники проектировались специальные шасси высокой проходимости. Это применительно и к 203-мм САУ M110, опытный образец которой был впервые показан в мае 1959 года под индексом Т236. В 1961 году после завершения войсковых испытаний и доводки самоходная гаубица была окончательно стандартизована, получив обозначение M110. Спустя год первые серийные САУ начали поступать в части.

Как и самоходная артиллерийская установка М107 калибра 175 мм, самоходная гаубица М110 была построена на базе универсального шасси Т249 с пятью большими опорными катками на каждый борт, поддерживающие ролики отсутствовали, направляющие колеса имели переднее расположение. В ходовой была реализована индивидуальная торсионная подвеска. Для каждого опорного катка были предусмотрены гидравлические амортизаторы. Гусеницы САУ резинометаллические, они оснащались съемными резиновыми башмаками. Самоходную гаубицу М110 можно было визуально легко отличить от модели М107 по существенно более короткому и толстому стволу орудия. На первом варианте длина ствола 203 мм гаубицы составляла всего 25,3 калибра. Для переброски по воздуху САУ М110 приходилось разбирать, артиллерийская часть перевозилась отдельно от ходовой.

Корпус самоходной гаубицы был сварным, он изготавливался из бронелистов дифференцированной толщины, максимальная толщина брони лба, бортов и крыши корпуса составляла 13 мм. Корпус САУ был разделен перегородками на три отделения. Впереди с левой стороны размещалось отделение управления, здесь находилось место механика-водителя, у него имелась специальная башенка с люком и приборами наблюдения. Для вождения САУ в ночное время суток он мог использовать инфракрасный перископ. С правой стороны в передней части корпуса располагалось силовое отделение. Здесь же находились съемные крышки для доступа к силовой установке, воздушным фильтрам, аккумуляторам и отсеку для запасного имущества. В кормовой части корпуса располагалось боевое отделение. В задней части САУ между перегородками и стенками корпуса находился топливный бак.

Расчет САУ М110 состоял из 13 человек: командира орудия, механика-водителя, 3-х наводчиков и 8-и заряжающих. Помимо механика-водителя, на самой САУ были предусмотрены места лишь для четырех членов расчета, которые размещались по бортам боевого отделения. Остальные перевозились на отдельной машине сопровождения вместе с боекомплектом. Над самим корпусом отсутствовала бронированная рубка или надстройка. Таким образом, расчет САУ не был никак прикрыт от осколков и пуль, что, однако, было не столь важно, принимая во внимание дальность, с которой должна была вести огонь САУ М110. В центре самоходной установки на тумбовом лафете M158 была открыто расположена качающаяся часть полевой 203-мм буксируемой гаубицы M115, снабженная стволом-моноблоком и казенником с поршневым затвором. Гаубица M115 была создана еще в годы Второй мировой войны. Для облегчения для расчета процесса заряжания гаубицы, а также его ускорения в конструкции были предусмотрены подъемник и досылатель снарядов и зарядов, оборудованные приводами, которые приводились в действие при помощи единой гидравлической системы.

203-мм самоходная гаубица М110 получила гидравлический тормоз отката и гидропневматический накатник. В состав механизма наведения орудия, входили и гидравлические, и ручные приводы. Максимальный угол возвышения орудия составлял 65°, как у полевой буксируемой гаубицы M115, угол склонения орудия -2°. В горизонтальной плоскости орудие наводилось в секторе ±30° относительно продольной оси САУ. Устойчивость САУ М110 при стрельбе обеспечивалась отключением подвески и двумя сошниками, которые откидывались на землю при помощи гидравлических приводов. Помимо этого в кормовой части САУ располагался опускаемый бульдозерный нож, который предназначался также для самоокапывания установки на огневой позиции. Время перевода самоходной гаубицы из походного в боевое положение и обратно составляло порядка одной минуты.

Читать еще:  Самоходная гаубица AMX-30 AuF1 (Франция)

В боекомплект гаубицы входили выстрелы раздельного заряжания. Основным боеприпасом была осколочно-фугасная граната M106. Масса снаряда составляла 90,7 кг, начальная скорость полета — 594 м/с. Дальность стрельбы — 16 926 метров. Два выстрела боекомплекта могли перевозиться на самой САУ, остальные — на вспомогательной транспортной машине. Также для стрельбы мог использоваться атомный снаряд W-33 калибра 203 мм мощностью 2 кт.

В качестве силовой установки на самоходной гаубице М110 использовался восьмицилиндровый дизельный двигатель жидкостного охлаждения с турбонаддувом 8V71T производства компании General Motors. Максимальная мощность данного двигателя составляла 405 л.с. при 2300 об/мин. При движении по дорогам с твердым покрытием максимальная скорость самоходки достигала 55 км/ч. САУ М110 была в состоянии преодолевать подъемы до 31°, рвы шириной до 2,3 метра, броды глубиной до 1,2 метра, не остановили бы ее и вертикальная стенка высотой до 1 метра.

Для доставки к огневой позиции боеприпасов должны были использоваться гусеничный грузовой транспортер М548 (создан на базе БТР M113), а позднее транспортно-заряжающая машина М992. Ходовая часть для последней была позаимствована у 105-мм самоходной гаубицы М108, она имела 7 опорных катков на каждый борт и ведущие колеса переднего расположения. В передней части транспортно-заряжающей машины было расположено отделение управления, здесь же был установлен кран, который перегружал на САУ снаряды и полузаряды, которые перевозились в закрытом сверху и с боков кузове. Перед началом загрузки у М992 открывается вверх задняя стенка кузова, наружу выдвигается транспортер, на ленту транспортера поочередно укладываются боеприпасы. Внутри машины расчет при помощи штабель-укладчика распределяет их по стеллажам в определенном порядке: впереди находятся снаряды, под ними у бортов расположены взрыватели, а в центральной и задней части корпуса, на боковых стеллажах расположены переменные заряды. Помимо боеприпасов на вспомогательном транспорте перевозятся остальные восемь членов экипажа самоходной гаубицы М110.

В 1976 году была создана новая модернизированная версия самоходной гаубицы, которая получила обозначение М110А1. Она отличалась наличием новой гаубицы M201 c существенно увеличенной длиной ствола — до 39,5 калибров. Также были увеличены размеры и объем зарядной камеры. В результате выполненных работ были улучшены баллистические характеристики орудия, в том числе наибольшая дальность ведения огня, которая при стрельбе обычными осколочно-фугасными гранатами выросла до 24 300 метров, а при использовании активно-реактивных снарядов — до 29 100 метров. Также доработкам подверглись противооткатные устройства САУ и механизмы, облегчавшие процесс заряжания. В боекомплект М110А1 входили осколочно-фугасные гранаты, в том числе активно-реактивные, кассетные, химические и ядерные боеприпасы, что существенно расширяло боевые возможности САУ.

При этом уже в 1978 году свет увидела очередная версия самоходной гаубицы — М110А2. Она отличалась появлением на стволе орудия высокоэффективного двухкамерного дульного тормоза и введением в боекомплект более мощного боевого заряда (девятого), на версии М110А1 максимальное число зарядов равнялось восьми. Вместе с гаубицей мог использоваться последний из созданных в США атомных снарядов. Это был 203-мм снаряд W-79, созданный в 1976 году, его мощность составляла до 1,1 кт. До 1992 года на вооружении американской армии находилось 550 снарядов данного типа.

Заряжание самоходной гаубицы М110 было раздельно-картузным. Американские специалисты находили его более дешевым и простым решением. При таком методе заряжания порох содержался в картузах — пакетах из специальной ткани, для воспламенения которых использовались специальные ударные, электрические или вытяжные трубки. Перед выстрелом в казенник орудия сначала досылали снаряд, а за ним боевые заряды (их количество определялось исходя из удаленности цели), после чего казенник закрывался поршневым затвором. При таком способе заряжания скорострельность гаубицы была не столь высокой, как при использовании унитарных выстрелов, у которых пороховой заряд уже содержится в металлической гильзе. При этом хорошо подготовленные артиллеристские расчеты могли обеспечить скорострельность на уровне от 2-х до 4-х выстрелов в минуту.

Проблемой 203-мм самоходных гаубиц М110 был быстрый износ ствола. Достаточно высокая начальная скорость полета снаряда была причиной того, что примерно после 400 выстрела из гаубицы ее ствол уже подлежал замене. При этом процедура замены ствола обычно не занимала более двух часов, а дефицита в запасных стволах американская армия не испытывала.

В заключительный период холодной войны в США по штатам 1986 года в каждой бронетанковой и механизированной дивизии имелся батальон тяжелой артиллерии. В его составе было две батареи 203-мм САУ М110А2 по 6 единиц в каждой (всего 12 самоходных гаубиц) и одна батарея РСЗО (9 единиц). В 1990-е годы в некоторых странах, в том числе в США и Великобритании самоходные гаубицы М110 всех модификаций были сняты с вооружения, на смену им пришли самоходные системы залпового огня MLRS.

Тактико-технические характеристики M110A2:
Габаритные размеры: длина — 10,8 м, ширина — 3,1 м, высота — 3,1 м.
Масса — 28,3 т.
Бронирование — до 13 мм.
Орудие — 203-mm M201A1 (длина ствола 39,5 калибра, 8020 мм).
Силовая установка — V-образный 8-цилиндровый дизельный двигатель жидкостного охлаждения Detroit Diesel 8V71T.
Мощность двигателя — 405 л.с.
Максимальная скорость — 55 км/ч.
Запас хода — 523 км (325 миль).
Расчет — 5 (места на САУ) + 8 (перевозятся на отдельной машине).

203-мм орудие Mark 16

Содержание

Предыстория появления

Разработка орудия началась весной 1943 года. В ходе нее было изготовлено несколько опытных орудий под обозначениями Mark B mod O, Mark C mod O и Mark Е mod O, различающиеся лейнерами и орудиями-донорами (Mark 9 mod 2 или Mark 15 mod 0). Предсерийный образец получил обозначение Mark 16 mod A.

Читать еще:  РСЗО M-87 ORKAN (Югославия) » Военные люди

Конструкция орудия и производство

Ствол орудия моноблочный, выполнен методом автофретации, со вложенным сменным лейнером с хромированными на глубину 0,013 мм стенками, в котором выполнены 64 нареза глубиной 1,78 мм. Канал ствола также хромировался на глубину 0,005 мм и вне лейнера покрывался графитом. Сзади к стволу при помощи резьбы присоединена казенная часть. Объем зарядной каморы — 55,2 дм 3 . Затвор орудия вертикальный клиновой (в отличие от поршневого на предыдущих типах орудий), его открытие и запирание производится при помощи пневматической системы.

Масса орудия — 17,4 тонны, наибольшая длина ствола — 11 405 мм, дина нарезной части — 9 741 мм (общая длина орудия 14 948 мм).

Вес орудия со станком — 52,4 тонны, что намного больше, чем у предшественников Mark 12 и Mark 15 (29,5 т).

Возросшая масса орудий была платой за высокую автоматизацию процесса выстрела, необходимую для обеспечения скорострельности 10-12 выстр./мин на ствол. Бюро боеприпасов могло гордиться созданным по ее заказу орудием. Один из инженеров Управления кораблестроения США после того, как 7 сентября 1949 года побывал на крейсере Newport News во время стрельбы главным калибром, написал:

Список кораблей

Орудия использовались только на американских тяжелых крейсерах типа Des Moines. Всего достроено и введено в строй было три корабля из 12 запланированных с девятью орудиями каждый:

Какая либо информация об использовании орудий на других кораблях или в береговой обороне отсутствует.

Боеприпасы

Для стрельбы из орудий применялись снаряды двух типов: бронебойные AP (утяжеленный Mark 21 и обычный Mark 19) и фугасные тонкостенные HC (Mark 24 и Mark 25). Их основные характеристики сведены в таблицу.

  1. Утяжеленный бронебойный снаряд Mark 21 кроме крейсеров типа Des Moines входил в боекомплект еще двух типов тяжелых крейсеров ВМС США — Baltimore и Oregon City.

Время полета для 152-кг бронебойного снаряда AP Mark 21 при начальной скорости 762 м/с:

  • на дальность 5490 м (6000 ярдов) — 8,1 секунды
  • на дальность 9140 м (10000 ярдов) — 14,7 секунды
  • на дальность 18290 м (20000 ярдов) — 37,2 секунды
  • на дальность 27430 м (30000 ярдов) — 77,8 секунд

Боекомплект

Стандартный боекомплект крейсеров типа Des Moines состоял из 150 выстрелов на ствол.

Заряды

Обязательным условием обеспечения автоматизации процесса заряжания новых орудий было наличие зарядов в металлической гильзе. Для орудий Mark 16 были разработаны два вида латунных гильз: Mark 1 пустой массой 57,0 кг и длиной 1277 мм для полного заряда обычного пороха массой 34,9 кг (или бездымного массой 37,2 кг) и Mark 2 пустой массой 25,9 кг и длиной 789 мм для уменьшенного заряда обычного пороха массой 20,4 кг (или бездымного массой 20,9 кг).

Полный заряд обеспечивал начальную скорость бронебойному снаряду AP — 762 м/с, фугасному HC — 823 м/с, уменьшенный соответственно 610 и 677 м/с. Максимальная дальность стрельбы бронебойным снарядом Mark 21 составляла 27 480 м, фугасным Mark 19 — 27 250 м при угле возвышения орудий +41°.

Рабочее давление в канале ствола 2870 кг/см 2 , живучесть — 780 выстрелов, длина отката предельная — 737 мм.

Таблица бронепробиваемости

Данные взяты из опубликованных в 1942 году кривых бронепробиваемости. Приведены толщины пробития вертикального и горизонтального (борт и палуба) бронирования для утяжеленного 152-кг бронебойного снаряда Mark 21.

Башенные установки

Присутствие механизмов автоматического заряжания орудий резко увеличило общий вес башенной установки, который достиг 458 тонн (без боезапаса). Для сравнения 203-мм орудийная башня главного калибра на тяжелом крейсере типа Tuscaloosa имела массу 254 тонны, на крейсере типа Wichita — 319 т, на крейсерах типа Baltimore и Oregon City — около 308 тонн. Орудия в башне размещались равномерно, расстояние между осями стволов составляло 2160 мм. Башни крейсеров типа Des Moines единственные среди тяжелых крейсеров ВМС США не имели собственных оптических дальномеров, их место впервые заняли радиолокационные дальномеры.

Всего было произведено 15 орудийных башен под строительными №№ 244-246 для крейсера CA-134, №№ 232-234 для крейсера СА-139, №№ 235-237 для крейсера СА-140, №№ 238-240 для крейсера СА-141 и №№ 241-243 для крейсера СА-142.

Барбеты башен имели цилиндрическую форму, в отличие от конической на крейсерах предыдущих типов Baltimore, Oregon City и Wichita. Расчет орудийной башни состоял из 44 человек, что было примерно на 33% меньше, чем на кораблях предыдущих проектов.

Привод башни в горизонтальной плоскости обеспечивал один мотор мощностью 125 л.с., наведение орудий в вертикальной плоскости осуществлялось тремя независимыми приводами мощностью по 25 л.с. Кроме того имелось три привода по 35 л.с. для досылания выстрелов в ствол, три привода по 20 л.с. для вертикальной подачи снарядов, три привода по 15 л.с. для вертикальной подачи зарядов и четыре привода по 20 л.с. для кругового вращения на уровнях. Все приводы башни электро-гидравлические.

Лобовая плита башни имела толщину 203 мм, боковые стенки — 95. 51 мм, задняя плита — 38 мм и крыша — 102 мм.

Тактико-технические характеристики орудийных башен

  • внутренний диаметр барбета башни — 7920 мм
  • диаметр основания (по ценрам шаров) — 7420 мм
  • углы вертикальной наводки от -5° до +41°
  • углы горизонтальной наводки: -150° / +150°;
  • скорость наведения:
    • горизонтальная — 5°/сек;
    • вертикальная — 8,2°/сек;
  • угол заряжания — любой;
  • гарантированная скорострельность — 10 выстрелов в минуту 1) .
  1. В различных источниках приводятся цифры 7, 10, 12 и даже 20 выстрелов в минуту.

203-мм гаубица М1 (М115)

203-мм гаубица М1 (М115)

США вступили в Первую мировую войну под ее занавес, в 1917 году. Американские войска, прибывшие во Францию, имели тяжелое вооружение в виде английских восьмидюймовых гаубиц Mk VII и Mk VIII, которые в то время изготавливались в Америке по британским заказам. Испытав эти гаубицы в боевых условиях, американцы в послевоенный период решили принять на вооружение аналогичную артсистему под наименованием М1 двух калибров: 6,1 дюйма и 8 дюймов, что соответствовало в метрической системе калибрам 155 мм и 203 мм. Оба орудия монтировались на одинаковых лафетах, но пушка меньшего калибра имела более длинный ствол и меньшую массу. По сравнению с английским прототипом 8-дюймовая гаубица М1 была значительно усовершенствована: у нее несколько удлинили ствол и ввели подрессоренный трехосный колесный ход. Однако на большие расстояния 203-мм орудие перевозили в разобранном на две части виде с помощью быстроходных гусеничных тягачей М35.

Читать еще:  Легкий миномет ANTOS (Чехия)

Опытные образцы испытывались и доводились довольно долго, и поэтому гаубица поступила на вооружение армии США только в 1940 году. Она использовалась в сражениях Второй мировой войны, а также в корейской и вьетнамской войнах. В 1946 году гаубицу модернизировали для стрельбы новыми фугасными гранатами М106 и переименовали в М115.

203-мм орудие монтировалось также на шасси танка М4АЗ «Шерман» — такая самоходная установка получила обозначение М43. Как в буксируемом, так и в самоходном вариантах, гаубица М115 для своего времени отличалась хорошей точностью и дальностью ведения огня. Она состояла на вооружении стран НАТО несколько десятилетий и в настоящее время хранится в арсеналах многих армий как оружие резерва, так как может стрелять ядерными боеприпасами М422.

Тактико-технические данные

Обозначение: М1

Тип: тяжелая гаубица

Калибр, мм: 203

Длина ствола, мм: 5324

Вес в боевом положении, кг: 13471

Угол ГН, град: 60

Угол ВН, град: -2; +65

Начальная скорость снаряда, м/с: 594

Макс. дальность стрельбы, м: 16590

Вес снаряда, кг: 90,7

M115 гаубицы — M115 howitzer

M115 203 мм гаубица , также известная как дюйм гаубица M115 8 , была буксируемые гаубицы разработаны и используется в армии Соединенных Штатов .

содержание

история

До 1950 — х годов он не был назначен 8 — дюймовый гаубицы M1 . Оригинальный дизайн начался в 1919 году , но пока не впал возрожден в 1927 году в качестве партнера секционного для новых 155 — мм пушки. Он был стандартизирован , как 8 — дюймовым гаубица M1 в 1940 M115 / M1 был отбуксирован на M35 Prime Mover ружья трактора или Мак 7⅓ тонна 6 × 6 грузовика. M115 был отбуксирован с 21 людьми на ствол, и был отправлен в Германию октября 1961 года в ответ на Берлинский кризис.

Как и британский BL 8 дюймы гаубица из Первой мировой войны (и большинство других крупных артиллерийских), то M115 использует Welin винт для его казенной части. Вагон был таким же , как используется для США мм пушки 155 и также был принят британцами за 7,2 — дюймовые гаубицы . Он состоит из equilibrator узлов, подъемных и крановых механизмов, два одного колеса, Одноосный тяжелый передок, и два трехосной тележкой с восемью шинами и двумя тропами. Четыре лопаты, проведенная на трассах, которые используются для устанавливать оружие. Дюймовая гаубица британского 8 была выпущена в Англии и по лицензии в США, для американских экспедиционных сил в Европе во время Второй мировой войны, как 8-дюймового гаубица МК. VI . Он был на вооружении армии США до заменена M115. Там нет никаких сообщений о МК. VI или другая марка используются во время Второй мировой войны.

Первые фотографии дюймовой пушки M115 типа 8 на его редизайн каретке появилась в 1931, но развитие было замедлено Великой депрессии.

M115 видел службу США во время Второй мировой войны, войны в Корее , и войны во Вьетнаме . В конце 1950 — х годов, он был принят в небольшом количестве нескольких НАТО армий, чтобы огонь W33 (M422 / M422A1 оболочки) , а позже W79 ядерной артиллерийский снаряд, под НАТО ядерного обмена концепции, роль , которая закончилась , когда наименьшие типы тактическое ядерное оружие было выведено из эксплуатации и устранено. Он также был принят в качестве оружия поля по ряду стран Европы, Ближнего Востока и Азии , и увидел службу в Второй кризис Тайваньского пролива и хорватской войны за независимость .

операторы

  • Соединенные Штаты
  • Бельгия : бывший оператор, 14 систем в 1983 году
  • Хорватия : бывший оператор, 24 системы
  • Дания : бывший оператор 1953-1992, 12 систем
  • Западная Германия : бывший оператор
  • Греция : бывший оператор
  • Италия :
  • Иран : 20 по состоянию на 2016
  • Ирак
  • Иордания : 4 в магазине , как в 2016 году
  • Япония : бывший оператор
  • Южная Корея : Многие на ДМЗ
  • Нидерланды
  • Пакистан : 28 по состоянию на 2016
  • Саудовская Аравия : 8 в магазине , как в 2016 году
  • Испания : бывший оператор
  • Судан : в Турции, 60 систем
  • Китайская Республика : 70 в 2016 г.
  • Турция : 162 по состоянию на 2016

Самоходное крепление

  • Гаубицы была установлены на модифицированный М4 среднего танка шасси, на горе M17. В результате чего транспортное средство первоначально был назначен 8 — дюймовый гаубицы двигателя каретки T89 и в конечном счете стандартизирован как 8 — дюймовый гаубица Motor Carriage M43 . В общей сложности 48 единиц были построены.
  • 8 — дюймовый гаубица Motor Carriage T80 — на основе Т23 Medium Tank шасси, не продвинулись в прошлом этапе предложения.
  • 8 — дюймовый гаубица Motor Carriage T84 — на основе Т26 Medium Tank шасси, один пилот был построен в 1945 году.
  • Гаубица была установлена на специально построенном гусеничного шасси , чтобы стать 8 — дюймовый Самоходная гаубица M110 . Причем точность и скорость стрельбы пострадали от того , чтобы нажать на пушечную трубку погрузочной высоты для каждого раунда, чтобы использовать автоматический загрузчик дорожку монтажа.

амуниция

Гаубица выпустили отдельную загрузку, инкапсулированный заряда боеприпасов, с семью различными зарядами метательным, от 1 (наименьший) до 7 (самый большой).

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector